17.03.2024

Игра да но берн. Игры в трансактном анализе


В жизни част о возникают ситуации, когда нечего сказать. Вас могут подловить с неожиданным вопросом или сказать то, на что нет ответа. Подобные ситуации часто вводят людей в ступор (или транс). Как быть? Как выйти из нелепого положения? Есть очень простые психологические техники, который проверены на практике и помогают.

ВСТУПЛЕНИЕ ОТ МЕНЯ (Если хотите читать саму технику, то пропустите)
Давненько я не писал, скажу я Вам. А тут вдруг вспомнил, я же блог хотел делать. Вот для меня и был приятный сюрприз, который поднял мне настроение и решил я написать новую статью и в ней дать новую технику. Напоминаю, что я стараюсь публиковать техники, которые проверены моим личным опытом и у меня срабатывали. Стараюсь выбирать техники, простые, иногда даже примитивные, но рабочие. То есть техника может быть на первые взгляд очень примитивной, но давать хороший результат, помогать человеку достигать своей цели и решения своей проблемы. Мне очень нравятся такие техники потому, что человек может тратить часы своего времени на размышления как же ему быть, что ему сказать в данной ситуации, но эти часы размышлшений можно заменить простой техникой, которая учится за минуту, главное потом отрабатывать. И в результате вместо часов размышления мы получаем отличное и легкой общение. Так что, люблю я психологические техники за это.

ТЕХНИКА
Приступим к самой технике. Весь смысл техники заключается в ее названии. У каждого человека бывает ступор. Что это обсудим потом. В предыдущей статье уже разбиралась одна из методик, как его преодолеть. Техника "Да, но" очень похожа.
Кратко суть техники: когда тебе говорят неожиданную фразу или вопрос и ты не знаешь что сказать, ГОВОРИ "ДА, НО. . . " .
Что это даст:
1) выведет сознание из ступора и переключит мозг с режима транса в режим думанья, дальше ответить, и вообще говорить, будет ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ (проверял на своем опыте)
2) дает время для размышлений

И абсолютно не важно, что Вы скажете потом. Этой фразой Вы не даете согласие, это просто промежуточная фраза и не несет смысловой нагрузки. Можно даже сказать "Да, но нет".

Один друг рассказал такой случай из своей жизни, когда у него был реальный ступор и он использовал именно фразу "Да, но нет...".

Идет он как-то по улице и вдруг к нему подходит мужчина и очень вежливо и улыбаясь говорит:
- Молодой человек, можно с вами познакомиться
- Да, но. . .(пауза) нет - ответил быстро мой друг (хотя в душе он просто опешил и его язык и рот закаменел, он весь напрягся и у него был настоядий ступор, но сработал натренированный рефлекс: ступор - Да, но)
- Все-таки да или нет
- Нет!
- Жаль
и мужчина ушел.
Конечно он мог ответить "нет", но его мозг тогда не соображал, и он просто молчал и мужчина мог бы в этот момент быстро продолжить разговор и остановить его было бы уже сложнее и заняло бы больше времени.

Вообще я не знаю, почему техника именно "Да, но" а не "Нет, но", или просто тренировать себя говорить "Нет", а потом исправлять ситуацию если требуется. Просто мне про нее так рассказали и возможна она более вежливая. Представьте просто:
- Ты за меня выйдешь замуж?
- Нет, но. . .
Впечатление было бы просто ужасным.

Еще один пример, просто чтобы понять, что смысл разговора не важен, важно выйти из ступора от неожиданного разговора:
. . . .
- Как там твой брат (допустим в данном разговоре этот вопрос очень неожиданный и вогнал человека в ступор)
- Да, но у него все нормально

или
- Привет меня зовут Вася, а тебя как?
- Отстань, урод
- Да, но имя свое скажи

В общем смысл не замолчать, покраснеть, вспотеть, проиграть, почувствовать себя бесзащитным, а ответить что-нибудь и выйти из ступора.
Так что пользуйтесь на здоровье, если потренировать, то работает очень хорошо, даже если отвечаешь на несколько неожиданных вопросов подряд.

На последок напишу, что же такое ступор (конечно определение даю не научное, но из книг):
Ступор [латин. stupor — оцепенение] - состояние обездвиженности и молчания, человек застывает в одной позе. Самое главное - ступор имеет психическое происхождение. Я употребляю чаще слово ступор, чем слово транс (франц. transe, от transir - оцепенеть), думаю у них схожий смысл.

Ну и на последок. Фотография поднимает настроение, ОСОБЕННО УДАЧНЫЙ РАКУРС

Эрик Бёрн выделяет игры в толпе, одной из таких игр является «Да, но…»:

при анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого понятия "игра". Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы.

Роли

В данной игре может участвовать любое количество игроков. Кроме того, «Да, но …» может быть и семейной игрой. «Да, но…» является неплохим вариантом заполнить свободное время, или просто поддержать беседу, во избежание неловких пауз. Главный игрок задаёт тему беседы, в которой содержится некая проблема, решением которой он (игрок) озадачен. Остальные участники пытаются ему в этом помочь.

Ход игры

Главный игрок озвучивает вопрос, адресованный не кому-то конкретно, а всей компании, суть которого сводится к описанию его личной проблемы. Остальные участники начинают предлагать варианты решения с позиции эго-состояния Родителя. Игрок, которым в этот момент руководит эго-состояние Ребёнка, соглашается с тем, что это хороший вариант, но в данной ситуации он ему не подходит. Таким образом, игрок отвергает все предложенные варианты, а когда активность других участников разговора иссякает, он получает неимоверное эмоциональное удовлетворение от победы в игре.

Во время игры её участники могут меняться ролями.

Скрытые мотивы

Как и любая другая психологическая игра «Да, но…» кроме внешних мотивов имеет и скрытые, хотя на первый взгляд кажется совершенно обыденной беседой. Игрок пытается устранить внутренний конфликт между эго-состоянием Взрослого и эго- состоянием Ребёнка. Формально вопрос задаётся с позиции Взрослого, но фактически такой разговор представляет модель общения Ребёнок - Родитель. Изначально у игрока существует установка: не принять ни одного из предложенных вариантов решения проблемы. Таким образом, игра «Да, но…» не имеет варианта проигрыша инициатора разговора. Это своего рода демонстрация игрокам в эго-состоянии Родителей, что они не могут справиться с проблемой. А сам инициатор игры предстает беспомощным созданием, которому необходимо оказать поддержку. Это говорит о дефиците поглаживаний, которые, в данной ситуации, человек пытается получить посредством нехитрых манипуляций.

Самый эффективный способ прекратить эту игру, не обидев собеседника, просто отстраниться или поменять тему корректным образом.

Э. Бёрн утверждал, что:

наилучший способ защиты - вообще не участвовать в трансакциях.

Пример игры «Да, но…»

В наше время особое место в жизни человека приобретают социальные сети, но кроме выполнения функции дополнительного средства коммуникации, они еще являются хорошим проводником для различного рода манипуляций. Наиболее простой способ таких манипуляций представляет собой игра «Да, но…».

Рассмотрим один пример.

Общение двух девушек в социальной сети. Они несколько лет не виделись. Всё начинается с банального «Как дела?», потом инициатор разговора фразой «А у меня…» начинает описывать то, что вроде бы все хорошо, но хотелось бы чего-то более интересного и фееричного, далее переходит к обсуждению неудовлетворенности некоторыми поступками своего молодого человека, намекает на то, что ей нужен совет. Вторая девушка, будучи добрым и открытым человеком, искренне желающим помочь, даёт пару советов, которые наталкиваются на «Да, но…». Тогда девушка продолжает искать варианты решения проблемы, которую ей озвучили, но и сейчас не может найти «того самого» решения. Инициатор игры, получив полное удовлетворение, да и к тому же пару поглаживаний в виде сочувствия, с легкостью меняет тему. Внутренний Ребёнок испытал счастье победы. В следующий раз, когда у девушки - инициатора этой игры возникает потребность в получении эмоций, она начинает, опять-таки, разговор с фразы «Как дела?», получив «сухой» ответ, без последующей обратной связи, инициатор терпит фиаско и пытается «вывернуть модель общения наизнанку», развивая диалог всеми возможными способами, основываясь на информации, полученной из ответа на вопрос «Как дела?». И вот инициатор этой игры превращается в спасителя, пытающегося с позиции Родителя помочь второму участнику найти выход из ситуации.

Теперь роли поменялись, и игра приобрела «новую жизнь», она может продолжаться до бесконечности, пока кто-то из участников не выйдет из этой игры.

Таким образом, ирга «Да, но…» представляет собой взаимодействие Ребёнок - Родитель, которое направлено на решение проблемы дисбаланса между эго-состояниями Взрослого и Ребёнка у инициаторы игры, а также повышения собственной значимости и получения эмоций за счёт поглаживаний от других участников игры.

Литература:
  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
  2. Литвинов М. Из Ада в Рай. Избранные лекции по психотерапии.
  3. Бёрн Э. Психика в действии.

Тезис. Игра «Почему бы вам не… — Да, но» занимает особенное место в анализировании игр, так как именно она сделала толчок к формулированию самого термина «игра». Она относится к числу самых изученных. Помимо этого, она также имеет отношение и к наиболее известным играм, в которые играют в самых разных компаниях и на званых вечерах, включая и психотерапевтические групповые сеансы. Главные особенности игры видны из такого примера.

Ирена: Мужу всегда хочется делать ремонт самостоятельно, однако у него никогда толком ничего не выходит.
Гари: А почему бы ему не взять пару уроков у плотника?
Ирена: Да, но свободного времени у него нет.
Блю (или кто-то из компании): А вы приобретите ему хорошие инструменты?
Ирена: Да, но только он не сможет ими пользоваться.
Хоу: Почему бы вам не вызвать плотника для ремонтных работ?
Ирена: Да, но это чересчур дорого.
Дред: Почему бы вам тогда не смириться с его мастерством и не довольствоваться этим?
Ирена: Да, но ведь все может просто обрушиться.

Вслед за такими репликами обычно наступает молчание. В конце концов, его прерывает одна из собеседниц (Грин) и говорит что-нибудь в таком роде: «Ох эти мужчины, всегда они стремятся показать, какие они специалисты».

В игре «Почему бы вам не… — Да, но» может участвовать любое количество участников. В компании Водящий обычно ставит проблему. Другие же участвующие предлагают по одному решению за другим, и причем каждое начинается такими словами: «Почему бы вам не…» Каждому выдвигаемому решению Ирена противопоставляет очередной ответ: «Да, но». Прекрасный игрок может весьма успешно отражать натиск других участников до того времени, пока все не сдадутся, а Ирена выиграет. Часто приходится отвергать не менее десятка предложений, пока не наступает тягостная тишина, которая знаменует собой победу и очищает сцену для последующей игры. В этом примере Грин смогла «переключиться» на игру «Родительский комитет» вида «Hепутевый муж».

У игры возможно продолжение, так как на социальном уровне и реакция, и стимул следуют от Взрослого к Взрослому. Они являются дополнительными и на психологическом уровне, где стимул, исходящий от Родителя к Ребенку («Почему бы вам не …») как правило, вызывает реакцию, исходящую от Ребенка к Родителю («Да, но»). Обычно для обеих сторон трансакции на психологическом плане бессознательны, но внимательный наблюдатель наверняка заметит, например, по поменявшейся позе, тонусу, голосу, произносимым словам о происшедшим сдвигам в состоянии Я (со Взрослого на «непутевого» Ребенка — в случае Ирена — и со Взрослого на «мудрого» Родителя — у других игроков). Чтобы намного лучше разобраться со скрытым смыслом этой игры следует проанализировать такой вот пример.

Психотерапевт: А кто-то уже смог предложить решение вашей проблемы, которое вам до этого времени не получалось найти?
Ирена: Нет, никто. По правде говоря, я уже почти все перепробовала, что они советовали. Я прикупила мужу инструменты, и он уже взял пару-тройку уроков у плотника.

Последнее замечание Ирены делает очевидными две причины, по которым ее общение с собеседниками не нужно принимать за правду. Во-первых, Ирена не глупее других членов этой компании, и весьма маловероятно, что кто-то из них сможет предложить такое решение, которое ранее не было придумано. Если у кого-то все же удастся сказать по-настоящему оригинальное решение, Ирена, ежели она ведет честную игру, примет это с искренней благодарностью.

Иными словами, ее «непутевый» Ребенок может уступить, если у кого-либо из присутствующих вдруг возникнет вполне остроумная идея, которая станет стимулировать ее Взрослого. Но заядлые участники в эту игру, такие, как Ирена, редко играют по-честному. С другой стороны, чересчур большая готовность принимать чужое предложение приводит к мысли, не скрывается ли за данной игрой другая игра — «Дурочка».

Описанный пример весьма нагляден, так как он четко иллюстрирует второе утверждение, даже если Ирена уже пробовала некоторые решения, она в любом случае будет возражать против них. Таким образом, цель игры заключается не в том, чтобы выслушивать предложения, а в том, чтобы отвергать их.

При определенных обстоятельствах в эту игру может играть чуть ли не каждый, так как она может хорошо структурировать время. Однако наблюдение за людьми, которые сильно предрасположены к данной игре, находили некоторые забавные закономерности. Во-первых, они с одинаковой простотой могут играть как на одной стороне, так и на другой. Способность переключаться на иные роли вообще является характерной чертой игр. Участники могут по привычке отдавать предпочтение одной роли другой, однако они могут поменяться между собой местами и вовсе не возражать взять на себя другую роль в той же игре, если это необходимо из-за какой-то причины.

Во-вторых, на основе наблюдений было показано, что человек, с удовольствием играющий в данную игру, часто принадлежит к тому типу людей, которые в конечном итоге просят специалиста применять к ним какое-то лечение. Во время этой игры их цель – это демонстрация, что никто не может предложить им лучшее решение проблемы, то есть что они никогда не станут капитулировать. Но, контактируя с психотерапевтом, они требуют применения к ним приемов, которые способны привести их к полной капитуляции, к примеру, гипноз. Следовательно, оказывается, что игра «Почему бы вам не… — Да, но» представляет собой в каком-то роде социальное решение внутренних конфликтов человека в связи с его отступлением по какому-либо поводу. Любители данной игры имеют еще одну, весьма специфическую характеристику: большинство из них боится покраснеть. Рассмотрим пример.
Психотерапевт: Для чего вы играете в эту игру, если вам известно, что это только обман?

Ирена: В процессе любого разговора я постоянно должна придумывать, о чем дальше говорить. Если я не в состоянии что-либо выдумать, то начинаю краснеть. Лишь в полной темноте я не боюсь покраснеть. Я просто терпеть не могу паузы в разговорах. Я это знаю, и мой муж также об этом знает. Он всегда мне об этом твердил.

Психотерапевт: Вы утверждаете, что если ваш Взрослый бездельничает, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы «возникнуть» и заставить вас смущаться?

Ирена: Да-да. Поэтому до того времени, пока я могу предлагать другим какие-либо решения или выслушивать их идеи, касающихся моих проблем, то я чувствую себя прекрасно.

Слова Ирены ясно показывают: ее страх — неструктурированное время. Ее Ребенок не может привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, следовательно, именно игра может предложить ей подходящую структуру для функционирования ее Взрослого. Чтобы поддержать ее интерес игра должна иметь определенную мотивацию. Выбор игры строится по принципу экономии: ее Ребенок, который оказался в состоянии конфликта из-за физической пассивности, может получать в этой игре максимальные внешние и внутренние «вознаграждения». С одинаковым запалом она играет роль хитрого Ребенка, которого вряд ли можно подавить, и мудрого Родителя, который как раз и старается подавить в ком-то Ребенка, но безрезультатно. Поскольку главный принцип игры «Почему бы вам не… — Да, но» — не принимать ни единого предложения, Родитель никогда не сможет добиться успеха. Кредо игры: «Не нужно паниковать, Родитель никогда не сможет добиться успеха».

Таким образом, любой ход как бы забавляет Ирену и приносит ей наслаждение хотя бы тем, что отвергается еще одно предложение. Однако истинной кульминацией данной игры считается пауза (или завуалированная пауза) которая обычно наступает после того, как всеми остальными участниками уже было исчерпано свои возможности и они устали придумывать подходящие решения. Для Ирены это означает выигрыш, ибо она показал всем остальным, что это они не в состоянии справиться с ситуацией. Если пауза не завуалирован, то она может подлиться пару минут.

В этом примере Ирена не дала Уайт насладиться победой, так как хотела побыстрее начать личную игру. Позже в данном сеансе у Ирены проскользнула неприязнь к Грин по той причине, что та лишила ее пары минут победы.

Другой любопытной чертой игры «Почему бы вам не… — Да, но» считается то, что ее варианты для внутреннего и внешнего употребления практически одинаковы, но игроки при этом могут меняться ролями. Если говорить о внешнем варианте, то Ребенок — Ирена в игре со многими игроками принимает на себя роль Беспомощного существа, которое нуждается в поддержке окружающих его людей. Во внутреннем варианте это будет несколько интимного характера игра для двоих игроков, и Ирена играет в нее обычно дома с мужем. Здесь она уже будет выступать в роли Родителя, источника разумных и мудрых советов. Но такое изменение ролей не сразу происходит. Пока будущий супруг за ней будет ухаживает, она будет играть роль беспомощного Ребенка, и лишь после медового месяца начнет проявлять себя ее любящий командовать Родитель. Вполне возможно, незадолго до самой свадьбы она иногда и выдавала себя, однако жених этого не замечал, стремясь быстрее заключить союз с хорошо выбранной невестой. Когда он, возможно, заметит ее промахи, то не исключено, что их помолвка в расстроиться «по уважительной причине», а Ирена, опечаленная, но весьма не поумневшая, начнет поиски нового партнера.

Антитезис. Кажется, те люди, которые подхватывали игру Ирены, когда она, сделав первый ход, изложила свою якобы «проблему», играют в одну из разновидностей игры «Я всего только пытаюсь вам помочь». Фактически «Почему бы вам не… — Да, но» — это игра, обратная игре «Я всего только пытаюсь вам помочь». В последней может участвовать один психотерапевт и большое число пациентов, в первой же – только один пациент и много якобы «психотерапевтов». Таким образом, антитезис «Почему бы вам не… — Да, но» заключается в том, чтобы не играть в игру «Я всего только пытаюсь вам помочь». Если первый ход будет выглядеть так: «Что бы вы начали делать в случае …?» — рекомендуется отвечать: «Это на самом деле трудная ситуация. А вы что планируете делать по этому поводу?» Если же игра начинается со слов: «Я не смог(ла) то-то и то-то», — ответ подразумевается такой: «Жалко». Оба предложенных варианта ответа вполне вежливы, чтобы сделать Водящего растерянным или хотя бы вызвать возникновение пересекающихся трансакций, так что его фрустрация стает очевидной и, это значит, что может быть предметом анализа.

В психотерапевтической группе для тех людей, кто склонен к игре «Я всего только пытаюсь вам помочь», прекрасной практикой будет отклонение от приглашения принимать в ней участие. В данном случае антитезис «Почему бы вам не… — Да, но», являющийся в некотором роде и антитезисом «Я всего только пытаюсь вам помочь», станет полезен не только лишь для Водящего, но и для других членов группы.

Похожие игры. Игру «Почему бы вам не … — Да, но» необходимо отличать от ее противоположного варианта «А почему же вы не … — Нет, но…», в которой обычно выигрывает Родитель, а Ребенок обороняющийся отступает в полном замешательстве, даже если точное воспроизведение диалога может казаться разумным разговором двух Взрослых, что обсуждают реальную ситуацию.
Вывернутая наизнанку игра «Почему бы вам не… — Да, но» вначале напоминает игру «Крестьянка». В таком варианте Ирена пытается получить от психотерапевта рекомендации, которые она не отвергает, а, наоборот, тут же берет к сведению. Только потом, как психотерапевт уже окончательно завяз в игре, он начинает понимать, что Ирена его переиграла. То, что сначала казалось игрой «Крестьянка», может обернуться интеллектуальной игрой «Динамо».

Игра «Почему бы вам не… — Да, но» может принять форму «Сделай что-нибудь со мной «. К примеру, женщина не хочет выполнять какие-то домашние дела, и поэтому каждый вечер, когда муж приходит домой с работы, у них появляется игра «Почему бы вам не… — Да, но». Вне зависимости от того, о чем говорит муж, жена продолжает вести себя угрюмо и не пытается изменить свое поведение. В Большинство случаев ее мрачное состояние может быть следствием болезни, требующего подробного психотерапевтического анализирования. Однако и в данном случае игровой аспект не нужно сбрасывать со счетов, так ка он способен заострять внимание на вопросах, почему же муж выбрал именно такую жену и каков же его «вклад» в данную ситуацию.


Проиллюстрируем данную схему на примере супружеской игры «Если бы не ты...». Берн называет ее «типичной игрой». Для того чтобы читатель проникся ощущением игры, мы будем воспроизводить фрагменты из текста Э. Берна, прерываясь в каких-то местах, а читатель попытается догадаться, что произойдет дальше и почему.

«Миссис Уайт пожаловалась, что ее муж накладывает жесткие ограничения на ее социальную жизнь и у нее до сих пор не было возможности записаться на танцы. Благодаря изменениям, которые внесло в ее жизнь посещение психиатра, супруг миссис Уайт стал менее уверенным в себе и более снисходительным по отношению к жене… и миссис Уайт записалась на уроки танцев...»

«Вскоре она обнаружила, что испытывает патологический страх перед танцплощадками, и оставила эту затею. Она попыталась воплотить в жизнь еще несколько своих заветных желаний, но снова потерпела неудачу. Все это пролило свет на некоторые аспекты того, как устроен ее брак. Из множества кандидатур в мужья миссис Уайт выбрала...»

Кого?

«...того, кто навязывал ей свое мнение. В результате она получила право жаловаться, что “если бы не он”, ее жизнь не была бы такой однообразной... Но, как выяснилось, мистер Уайт, запрещая своей жене ходить на танцы и заниматься некоторыми другими вещами...»

Продолжите фразу.

«... оказывал ей неоценимую услугу. Тем самым он берег миссис Уайт не просто от фобий, но даже от самого сознания того, что у нее есть какие-то фобии. Это одна из причин, по которым ее Дитя сделало в свое время выбор в пользу мистера Уайта.

Однако тут было еще кое-что. Запреты мужа и жалобы миссис Уайт вели к ссорам, а от этого страдала и их...» Что?

«...половая жизнь. Испытывая чувство вины, он постоянно делал ей подарки, которых в противном случае она бы не увидела. Когда же он стал более снисходительным по отношению к ней, число подарков...»

Продолжите фразу.

«…сразу уменьшилось и они перестали быть такими дорогими, как раньше. У мистера и миссис Уайт не было почти ничего общего, за исключением дома, в котором они жили, и детей, которых они воспитывали. Поэтому ссоры играли важную роль в их семейной жизни – ведь когда они не ссорились...»

Что происходило?

«...им не о чем было разговаривать. В любом случае замужество доказало миссис Уайт справедливость одной“истины”, которая всегда была у нее на слуху: все мужчины – ...»

(Вы не ошиблись!) «...деспоты и подлецы. Как оказалось, такое отношение связано (непрофессионалы не догадаются!) с фантазиями о сексуальном насилии, которые беспокоили ее в детстве ».

«Если бы не ты» – один из примеров общей схемы взаимодействий (их называют трансакциями) между партнерами в любой берновской игре. Эта общая комбинация включает в себя несколько «ходов».

Игрок провоцирует подыгрывающего. Игрок забрасывает наживку (приманку) в расчете на то, что подыгрывающий клюнет (даст слабину ).

Подыгрывающий клюет, тем самым подставляется . В этот момент игрок переключается , происходит смена ролей («Иногда охотник и его жертва меняются местами…») .

Подыгрывающий оказывается в замешательстве . Игрок же не предпринимает ничего, затаивается, замирает, придерживаясь позиции невмешательства и ждет, пока подыгрывающий окончательно «дозреет».

Расплата . Игрок получает свой куш , а подыгрывающий – кукиш , оставаясь в смятении.

Э. Берн представил процесс игры в виде формулы: Приманка (наживка) + Слабина (зацепка) = Отклик>Переключение>Замешательство>Выигрыш (обоих игроков) . Мы предлагаем иную схему того же процесса, рассматривая игру одновременно с двух сторон – «водящего» (игрок) и «попавшего» (подыгрывающий) (рис. 4.3).



Рис. 4.3


В игре «Если бы не ты» прекрасно отслеживаются все отмеченные элементы (рис. 4.4):



Рис. 4.4


Жена (как бы нехотя) демонстрирует мужу покорность, смиряется с готовым сорваться с его уст запретом. Эта покорность и есть ее провокация, ловушка, наживка для мужа. Готовность мужа диктовать – преследовать жену – оказывается той самой слабиной , на которой он немедленно попадается.

Озвучив запрет: «Сиди дома!», муж подставляется (хотя сам этого еще может не понимать). Теперь он сам оказывается в роли преследуемого, так как жена начинает играть новую роль – обиженной им (причем незаслуженно обиженной) жертвы.

Муж в замешательстве , он чувствует свою вину, но не понимает, в чем конкретно виноват (ведь жена демонстрировала готовность подчиниться). Жена же не вмешивается в ситуацию – она ждет, и, наконец, получает свой куш . Муж готов просить прощения (кукиш ). Жена счастлива.

Обычно «бессознательность» разыгрываемого при определении игр выделяется особо. В этом случае у многих осваивающих трансактный анализ возникает недоумение: «Если я осознаю свои игры, я прекращаю играть? Но ведь этого не происходит!..» Дело в том, что игра исполняется как минимум на двух уровнях. Иными словами, существует рациональный (взрослый), а не только детский уровень включенности игрока в игру (это важно иметь в виду, говоря об энкодах как о «контрударах» в играх, к чему мы вернемся чуть позже).

Возможно, идея соучастия Взрослого игре объясняет некоторые эффекты сверхстойкости игр после их первоначального осознания: Взрослый не может устоять перед соблазном проверить, «что будет» (может быть, на этот раз «до него дойдет»?).

Энкоды – возможно – одна из лучших антитез к играм.

Трансактные аналитики говорят об антитезисах к играм, имея в виду слова и действия, позволяющие избежать участия в играх, разоблачая игру. Энкоды – одна из форм антитезиса к играм, возможно, лучшая.

И в самом деле, поскольку игры повторяются из раза в раз, почему бы не использовать энкоды, чтобы подавить игру в зародыше, или, если мы втягиваемся, не ответить ударом на удар, а уж коль скоро мы проиграли, не обратить проигрыш в выигрыш?

Итак, мы будем иметь дело с крючком , который, по замыслу контрагента, мы обязаны проглотить, с переключением (которое должно нас озадачить или шокировать), невмешательством в нашу развивающуюся глупость и хорошо подготовленным кукишем , который в конце концов покажет нам доброжелательный собеседник.

Давайте теперь посмотрим, какие энкоды могут применяться на каждом этапе игры и как. Начнем с контрприемов против крючков – вместо демонстрации слабинки вы сразу контратакуете.


Крючок 1. Дай слабину, поведись на лесть:

¦ Давненько я не говорил слова «супер»!

¦ Я буду у себя учиться!

¦ Прямо в точку, приятель!

¦ Не надо оваций! Поставьте цветы в машину.

¦ Польщен... Но я работаю без страховки.


Крючок 2. Скрытая угроза (здесь, вместо вопля ужаса «А-а-а-а-а-а!» можно предложить перевести разговор на более «рациональную» почву):

¦ А если начистоту?

¦ Да за кого вы меня принимаете?

¦ Но это же еще не точно?

¦ А вы опасный человек!..

¦ А где вообще все?.. (крайне встревоженно)


А я могу сначала выпить стаканчик вина?

Допустим, вы не успели предотвратить переключение вашего доброго знакомого... На, увы, состоявшееся переключение – вместо того чтобы очередной раз подставляться – хорошей реакцией было бы:


¦ В твоей колоде все тузы – крапленые!

¦ В молоко, приятель!

¦ А! Скрытая камера... Это сюрприз?


Вы могли пропустить и этот счастливый миг. Ваш партнер замер, не вмешивается в процесс, выжидает, предвкушает «победу». В этом случае вы можете успеть выйти из ситуации потенциального замешательства , воспользовавшись энкодами:


¦ Переформулируй. Для меня это важно...

¦ Плохой денек я выбрал для того, чтобы бросить нюхать клей...

¦ С этим надо переспать?

¦ Я не лошадь, и все человеческое мне чуждо!..


А теперь представим себе самое страшное. Вы упустили все шансы переиграть того, кто играет белыми... Он прошел «все уровни» (крючок, переключение, невмешательство). Теперь он собирается отхватить свой куш .

Ну уж дудки! Сейчас ситуация расплаты приобретет для него неожиданный оборот; она изменится на противоположную по смыслу.

Перед вами спасительные энкоды рокировки куша и кукиша :


¦ Бывает так, что охотник и его жертва меняются местами...

¦ Все еще мечтаешь прославиться?

¦ Я знал, что ты клюнешь...

¦ Я, конечно, подыграл, признаю.

¦ Я нахожусь под программой защиты свидетелей и поэтому, к сожалению, не могу ответить на этот вопрос.

¦ И это все?


Помимо рокировки для спасения ситуации в последний момент можно использовать и другой прием – антирэкет . Мы приведем здесь всего одну формулу антирэкета из нашего списка энкодов (она представляет собой матричный энкод, используемый по назначению в зависимости от типа вымогаемых чувств):

Это вселенская скорбь. Это прекрасное чувство. Береги его! (Так можно сказать про любые другие чувства, от которых на деле нужно избавиться.)

Добавим, от себя, завершающую стадию: «дать сдачи» (ваше слово – последнее):

Думаю, наш разговор закончен. Вы это сами поймете завтра.

Считайте, что я вам ответил … (так своих соперников отправлял за канаты философ Г.П. Щедровицкий).

За тобой – последнее слово. Только, пожалуйста, отчетливо и без глупостей...

Стоит, пожалуй, подробнее остановиться на взаимосвязях игры и конфронтации, то есть конфликта. Ведь именно то, как мы поступаем в ситуации возможного или открытого конфликта, составляет для нас главный вопрос в общении с начальниками, подчиненными, партнерами по бизнесу, супругами, детьми – со всеми, кого имеют в виду наши доброжелатели, желая нам счастья «в личной жизни». Правильно ли мы делаем, вступая в открытое противоборство, и правильно ли конфликтуем, исполняя те или иные социальные роли? В чем могли бы быть здесь полезны энкоды?

Итак, что такое «конфликт»?

Честно говоря, первое, что мне приходит на ум, – это потасовка. Но тут уж, скорее, проявляется авторский субъективизм. Реальное значение этого слова не сводится к бою «без правил» и даже – «по правилам».

Конфликт – это игра «на грани».

Будем различать два типа конфликта: конфликт идей (интересов) и конфликт людей (межличностный конфликт). И в том и в другом случае речь идет о противоречии. Но в одном случае это – несовпадение позиций людей, а в другом – столкновение людей на почве несовпадения их позиций. Вопрос в том, как себя чувствует и проявляет человек в первом случае (когда его устремления находятся в противоречии с устремлениями других людей), во втором случае (когда кто-то явным образом препятствует ему или он сам кому-то препятствует в деле) и, наконец, что происходит «на пороге» (когда можно вступить в конфликт-потасовку, а можно и воздержаться от военных действий). Размышляя над этим вопросом, мы обращаемся к понятию «конфликтный стиль», введенному психологами К. Томасом и Р. Килменом.

При этом читатель может следить за нашей мыслью отстраненно, пребывая «вне конфликта», а может и провести эксперимент над собой, примерив на себя разные конфликтные стили. Для этого нужно сначала ответить на вопросы теста в Приложении 2.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте:

– стратегия «партнерство» характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов. «Наш интерес состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны» – провозглашают сторонники партнерской стратегии поведения (то есть при ее доминанте);

– стратегия «напористость» характеризуется реализацией собственных интересов, стремлением к достижению собственных целей. Жесткий подход: участники – противники, цель – победа или поражение. Сторонники стратегии напористости нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения. Внутри двух стратегий существует пять основных тактик (или стилей) поведения, описанных американскими психологами Кеннетом Томасом и Ральфом Килменом: конфронтация, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Эти стили графически представлены на так называемой сетке Томаса-Килмена (рис. 4.5).



Рис. 4.5


При высокой напористости и низком партнерстве применяется тактика «Противоборство» («соперничество», «конкуренция») – стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии является подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

При низкой напористости и низком значении партнерства используется тактика «Уклонение» («уход», «избегание») – стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству срабатывает тактика «Приспособление» («уступка») – стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств, путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» гарантирован «стратегический выигрыш». Если данная стратегия станет для человека доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.

Лучше всего оптимальное поведение в дискуссии определяет энкод: «Главное – вести себя достойно».

При высоких значениях напористости и партнерства нужна тактика «Сотрудничество» – поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

При средних значениях напористости и партнерства используется тактика «Компромисс» – стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но много и не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться и «плохие» последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, следует применять различные межличностные стили, однако стратегически наиболее разумно стремиться к сотрудничеству. Тактика сотрудничества чаще всего делает конфликт функциональным, приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

Специалисты в области конфликтологии утверждают, что необходимо умелое применение всех пяти тактик (стилей) – соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

Поставим акцент на словах в зависимости.

Для оптимизации своего поведения в конфликте обычно рекомендуют в максимально равной степени задействовать все пять тактик, вне зависимости от того, какая из них лично вам ближе. Для тех, кто прошел тестирование, это значит, что в конфликте стоит привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов.

Оптимальная стратегия поведения в конфликте -применение всех пяти стилей поведения.

Но мы придерживаемся несколько иной точки зрения , полагая, что мера выраженности тех или иных конфликтных стилей (в этом интервале или за его пределами) зависит от конкретной ролевой позиции человека в контакте с другими людьми. Если, конечно, ваши отношения с другими – это отношения «на равных», то метода «всего понемножку» (или интервал «от 5 до 7») – то, что надо. Однако, если, к примеру, начальник он (она), а не вы, то даже умеренная конфронтация может оказаться неэффективной (как для отношений, так и для дела), а умеренное приспособление неэффективно в противоположном случае (вы – начальник, а другой человек в вашем подчинении). Сказанное не значит, что «на вертикалях» общения эффективен только один, а не несколько стилей ведения конфликта. Эти стили могут и, я думаю, должны присутствовать все , но – в разной пропорции и в разной форме (манере) исполнения.

Здесь-то мы и обращаемся к нашим друзьям-энкодам.

Итак, ЭКСГИБИЦИОНИСТКА помахивает юбкой, обнажая ноги существенно выше колен, якобы обнаружив нечто интересное на полу, наклоняется так, что спереди грудь вываливается из лифчика, а сзади юбка поднимается выше верхней резинки трусов, разглаживает юбку на бедрах, а кофточку на груди, а то и начинает почесываться в самых неожиданных местах.. Все это подается как абсолютно естественное и оправданное обстоятельствами. На ее лице написано: «Что ж тут такого? Подумаешь!..»

Поймав возбужденный взгляд, она возмущается: «Да что вы себя позволяете?!» (в более тонком варианте как минимум изображает то же самое мимикой). Мужчина ретируется, ощущая себя побитой собакой, она торжествует, ей кажется, что она выше всех окружающих. Ведь все, что ей нужно, – сначала безопасным для себя образом вызвать особый интерес мужчин, оказаться в центре внимания, чтобы потом почувствовать себя героем известного анекдота: «Я в белом фраке, а все...»

Контрудар. А. Мужчина в поле ее зрения сам начинает предпринимать подобные действия (широко раздвигая ноги, снимая пиджак, расстегивая рубашку и почесывая грудь, можно и не волосатую, засовывая руку глубоко в карман брюк, поправляя, по-видимому, плавки и т.п.). Б. Со словами: «Ой, меня все здесь возбуждает!» – начинает тискать другую женщину, принимающую его ласки с благодарностью. В. Совет Берна: Попросить женщин, чтобы они поставили ей на вид (обратите внимание, насколько точен был Э. Берн: мужики, на которых было все рассчитано, «не заметили», а женщины, над которыми она собиралась возвыситься, ее же умыли, объясняя, как себя вести прилично).

Подходящие энкоды :

Безусловно, качество продукции – одна из главных сфер, в которых требуется совершенствование.

Движения и жесты при этих словах: ваш палец или развернутая ладонь направлены в предъявляемую для обзора зону – проделать это нужно быстро, как бы непроизвольно.

Боюсь обмануть твои ожидания! Но… (далее о чем угодно)

Движения и жесты : глаза – в глаза, но ваши руки при этом совершают круговые вращательные движения как при раздувании самовара в направлении провокационного стимула – будь то голые колени под подбородком, чешущиеся участки кожи на груди и т.п. Также при словах «боюсь обмануть твои ожидания» можно крепко зажмурить глаза или прикрыть их ладонью.

В тех местах (многозначительная пауза)… где я вырос (пауза покороче)… сказали бы так: «Дама, будь вы мелодией, я брал бы только чистые ноты...»

Движения и жесты : если вам только что продемонстрировали округлости пониже спины или округлости спереди в прорези платья, при словах про чистые ноты, ваша голова должна прорисовать в воздухе что-то вроде греческой буквы «омега» – ?.

Чего это может стоить. Вмененные издержки: вместо того чтобы с удовольствием проводить время в приятной компании, дергаться из-за этой штучки, тратить энергию, нейтрализуя ее выходки. Впрочем, есть еще риск ни за что ни про что получить по морде или приобрести репутацию импотента, подглядывающего под юбку.

Последний совет. Это не инструкция – как завоевать эту женщину. Подумай лучше: а на кой она тебе сдалась?

ЛЕДИ, на первый взгляд, разительно отличается от эксгибиционистки. Она говорит о Ницше, Минаеве и Ошо… Пускается в диалоги, когда партнер приближается к оргазму. В пятом часу ночи будит и читает стихи. Вместо ответных ласк распространяется об общении со старцами в Оптиной пустыни, медитации, шамбале и т.п. Употребляет массу энергии, чтобы скрыть от партнера собственный оргазм. Любит рассказывать в постели о встречах с другими мужчинами, а в крутом варианте напропалую флиртует с другими. Совершенно убеждена в том, что мужчины – грубые животные, скоты. При этом привязывает мужчину к себе, восхищаясь его умом, преданностью, благородством либо, наоборот, насмехаясь, вынуждая самоутверждаться, доказывать, выкладываться. Всегда предлагает дружить. Если отношения длительные, апеллирует к прошлому («После всего того, что нас связывает... как?!»). По мере того как у мужчины гаснут желания, она наращивает сексуальные провокации (обычно в этом случае появляется реальный или мнимый конкурент).

Ее стандартный репертуар составляют «антиэнкоды»: «Ой, ну зачем это все?!», «Не приставай!», «Сколько можно?!», «Противно!», «Какой ты грубый!», «Я просто хотела нежности!» и т.п. Есть и экзотические решения. На простой вопрос: «Тебе хорошо?» – возмущенный ответ: «Знаешь, если бы мне было плохо, я бы этим не занималась!», «Ты любишь не меня самое , тебе нужен только этот секс!»

На самом деле она не уверена в том, что способна по-настоящему удовлетворить мужчину. Зная себя лучше, чем кто-либо, предчувствует поражение и мстит заранее. Она испытывает явное удовольствие, устраивая сцены. Ей гораздо вольготнее проявлять агрессивность (что не запрещено и даже кажется морально оправданным, «если мужчина груб»), чем сексуальность (глубоко спрятанную под спудом моральных догм). И в конечном счете какое удовольствие сказать себе: «А я – чиста!»

Контрудар – энкоды:

На слова: «Давай дружить!» отвечайте:


¦ Где?

¦ Каким способом?


Можем также прибегнуть к энкодам:

¦ Будем дружить домами?

¦ Будешь моим цветиком-семицветиком?

¦ Будь ты мелодией, я брал бы только чистые ноты...


Движения и жесты : Это уж на ваше усмотрение… Но лучше всего чередовать жесты, контрастирующие и совпадающие по смыслу с содержанием высказываний. Наводящий вопрос «Где?» можно сопроводить жестом, которым воспитательницы в детском саду показывают детям, что пора спать (ладони вместе под левое ушко; то ли приглашаешь в постель, то ли – призадумался).

Чего это может стоить. Муж в сердцах выскажет все, что думает, и начнется новая игра – «Скандал». Все закончится хлопаньем дверью. Но время – лучший доктор, и отношения возобновятся по «наигранной» схеме. Любовница же может просто использовать мужчину, нельзя исключить конфликт между женой и любовницей или, хуже того, их союз против него. Мужчина начинает разрываться между двумя женщинами, ни одну из которых нет сил бросить. В итоге или его бросят обе, или останется как раз та, которая не нужна (но какая именно нужна меньше, выяснится только после того, как бросит нужная). Но даже если все «устаканилось», необходимо постоянно помнить, что такая женщина требует вложений. Она заботится о духовном, поэтому не прочь посетить не только музеи Москвы или, скажем, Рима, но и рестораны, например, в Париже. Любит не только старинные книги, но и антиквариат. Любит по-настоящему.

Последний совет. Не ломись в открытую дверь. Выйди! (невербальный энкод).

C ДИНАМИСТКАМИ имели дело многие мужчины, поэтому они склонны считать, что уж в этой-то игре они разбираются. Чего сложного? Женщина тебя раскручивает, стремится раскочегарить, а когда дело доходит до главного, кидает. Плохая новость: вариантов этой игры больше, чем один. Хорошая – энкоды применимы в любом случае.

Мотивы такого поведения, как правило, – месть и самоутверждение. Мстит она за то, что ее когда-то кто-то «соблазнил и бросил» (или же ей так показалось). И мстит жестоко, желая проучить и унизить каждого мужчину за грехи их «рода». Одновременно она самоутверждается, побуждая мужчин подтвердить ее привлекательность.

Поначалу она ласково и трепетно смотрит в глаза, с восторгом внимает каждому слову, буквально заглядывает в рот. Потом ставки могут повышаться – женщина начинает завлекать гораздо интенсивней. В ход идет все: прикосновения, комплименты, откровения. Грудь, которая как бы нечаянно прижимается или ложится на плечо …

Финал – в разной степени разочаровывающий. Либо она просто благодарит за «добрые слова», либо вдруг исчезает, либо, оттолкнув, изрекает: «Вы как все, а я-то думала!..» Может и скандал учинить: «Что вы себе позволяете, мерзавец (подонок, негодяй и т.п. – на выбор или вместе)!!!»

В любом случае прекрасно сработает, такой, например, энкод (горжусь его авторством):

Как хорошо, что есть женщины, с которыми можно просто поговорить…

Как психолог-консультант должен заметить, что на мужчин этот энкод в исполнении женщины действует еще сильнее. И еще. Не всякая женщина, которая тебе улыбается, играет. Распознать игру – в этом как раз риск и смак жизни. И еще. Есть мужчины, которые любят чувствовать себя брошенными, чтобы хорошенько пострадать потом.

Вот что с тобой будет, если ты бросишь в меня свой бумеранг, дорогуша…

Если в мягком варианте игры еще можно уйти, гордо подняв голову, и даже ощутить небольшое удовольствие от контакта, то второй в любом случае травмирует. Все мужчины хотя бы однажды прошли через это, но не стоит наступать на грабли дважды. Однако даже в этом случае можно обратиться к энкодам (хотя бы для самоуспокоения):


¦ Наличие результата – тоже результат.

¦ Накорми меня еще одной ложью...

¦ А вы приятная в общении...

¦ А где вообще все? (упреждающий энкод)

¦ А что ты еще насобирала, кроме плохих манер? (зеркальное нападение)


Предпоследний и последний из приведенных энкодов есть смысл прокомментировать – здесь мы выходим на один из принципов «энкодоупотребления». Вы как бы выражаете вслух и адресуете контрагенту его собственные мысли, обращенные к вам..

ИГРА «ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ?... ДА, НО...»

Очень часто вас изматывают игрой «Почему бы вам не?... Да, но...». Вас озадачивают изложением проблемы и, когда вы искренне стремитесь помочь, говорят: «Да, но... (это невозможно, несвоевременно, «хожено-перехожено», не дает результата и т.п.)». Ситуация возобновляется, вас спрашивают, вы опять даете советы, и так без конца...

Классический антитезис-двухходовка:


¦ Игрок: «Что же мне, в конце концов, делать?»

¦ Вы: «Что вы сами думаете по этому поводу?»

¦ Игрок: «Не знаю. Потому вас и спрашиваю...»

¦ Вы: «Не знаете?.. Очень жаль...» (Этого вполне достаточно. Разве что чашку чая еще можете предложить.)


Можно еще и так:


¦ Если дать человеку рыбу, он будет сыт день, если же бросить его в озеро – решишь все проблемы.

¦ Если друзей грузить, их можно и потерять... Как хорошо, что к нам с тобой это не относится, ага?

¦ Два совета равны одному оскорблению...

ИГРА «ИЗЪЯН»

Нередко встречается игра «Изъян». Игрок выбирает вас в партнеры по этому милому занятию, поначалу проявляя к вам некое уважение, а то и симпатию (бывает, что и любовь, на худой конец). Но со временем он начинает придираться к вам по любому пустяку.

Эрик Берн описывает хитроумные выпады, используемые игроками в «Изъян»: «У него и семи тысяч в банке нет!», «Он не стопроцентный ариец», «Не может сдержать эрекцию», «Он не читал Рильке», «Что он этим хочет доказать?» и т.п. (Особенно мне нравится «Он не читал Рильке»...) Внутреннее Дитя игрока чувствует себя угнетенным: «Я ни на что не гожусь»; защитный механизм превращает это чувство в позицию внутреннего Родителя: «Они ни на что не годятся». Это как на качелях: если я выше, ты ниже, и наоборот. Самое приятное – опустить партера, чувствуя себя на высоте положения.

Мужчина, играющий в «Изъян», запросто может довести возлюбленную до пластической операции; впрочем, женщина той же игрой вполне может сделать любовника импотентом.

Когда-то вдвоем с коллегой я вел в Интернете рубрику «Контрманипуляции в интригах и играх». Один из пользователей спрашивал, как быть в такой ситуации: начальница постоянно придирается к нему, в первую очередь к его внешнему виду. Совет был такой: «Как только она скажет вам что-нибудь вроде “Костюмчик неглаженый”, воскликните, благодарно и с оттенком возмущения на себя: “Я вам больше скажу! Да вы на галстук взгляните! Это же просто неприлично, на работу – и с таким галстуком!..”» (совет сработал; придирки закончились).

Энкод – верный способ не только диагностировать игру, но и с минимальными потерями ее покинуть.

«Изъян» – это также форма эмоционального рэкета. Напомним, что здесь нет переключения, например из позиции Жертвы в позицию Преследователя, а есть перманентное преследование потенциальной Жертвы. Задача – унизив, испытать чувство победы над другим человеком. Предлагаемый энкод «Я вам больше скажу...» вполне эффективен и в данном случае. Так, руководитель направления одной из крупнейших компаний в России использовал тот же энкод на планерке, где его эмоционально рэкетировали руководители его же ранга. На очередной наезд он ответил словами, сказанными гневно в свой адрес: «Я вам больше скажу! В последнее время я сделал всего ничего... Честно, ничуть не больше, чем вы!» Потом он с удивлением рассказывал мне, что народ опешил, а ведущий быстро перешел к следующему вопросу...

Имея дело с «Изъяном», вы можете прибегнуть также и к таким энкодам:


¦ Скажу без энкодов: пошел ты в... (проявите фантазию!)

¦ У тебя нюх, как у дворняжки.

¦ Хорошую выпивку разбирают еще на заводе, а потом ее можно купить только на вторичном рынке.

¦ Удар есть удар. Не стоит экономить силы.

¦ Уж не хочешь ли ты сказать мне что-то неприятное в мой адрес?

¦ Я мог бы сделать что-то и похуже...


Энкод-антитезис не всегда разрушает игру, однако, по крайней мере, это способ не только игру диагностировать, но и с минимальными потерями ее покинуть. Берн обращал свои антитезисы к Взрослой (разумной) части личности клиента. Мы же уже говорили о том, что антитезис может иметь смысл, если разум водящего хоть как-то вовлечен в игру.

И все же нам кажется, что у каждого из нас «на подхвате» всегда должны быть дополнительные аргументы: антитезисы, обращенные к другим частям личности (догматической и наивной). В идеале надо озвучить и парировать все выгоды, которые дает игра.

ВЫГОДЫ ИГРЫ

1. Биологическая выгода – мы называем ее «стимуляцией», «допингом», «подзарядкой» или «подпиткой». Что здесь имеется в виду? Людям часто не хватает чего-то подстегивающего, пробуждающего к жизни, выбивающего из колеи привычного. Помните наш пример из Кривина – с занозой? А вот еще один вспоминается. На заре перестройки поэт Юна Мориц обращалась в своих стихах к эмигрантам, звала их домой на Родину такими словами: «Приезжайте, у нас интересно!..» (в смысле – с нами тут не соскучишься…). Игры нас взбадривают.

2. Внутренняя психологическая выгода – «кайф». Правда ведь, например, одно удовольствие – постебаться над ближними… А то, может, и высечь себя, как та самая унтер-офицерская вдова…

3. Внешняя психологическая выгода – «из двух зол выбрать меньшее». Что лучше: сидеть дома, болеть или – тащиться в школу и писать контрольную? Многие школьники почему-то предпочитают первое… Болеть, конечно, плохо, но если уж выбирать…

4. Внутренняя и внешняя социальная выгода – «от нечего делать». Монстры размножаются в пустоте. Безделье, незанятость, отсутствие цели и смысла побуждают людей «делать хоть что-то», «говорить хоть о чем-то». Психологи говорят – «структурировать время» (внутреннее социальное преимущество). Многие игры рождаются «от нечего делать» Но, порою приводят к таким катаклизмам, что уже ничего не поделаешь… Когда не о чем говорить с ближними – почему бы не поскандалить? (внутреннее социальное преимущество).. Или – перетереть кости кому-то в разговоре с другими людьми (внешнее социальное преимущество).

5. Экзистенциальная выгода – «сакраментальный смысл». Нам доставляет удовольствие, когда наши ожидания оправдываются, даже если они не слишком радостные; сама возможность сказать себе «Я так и знал!» возвышает нас в наших глазах. Каждый чуть-чуть ощущает себя философом по жизни и, когда его концепция мира подтверждается, выставляет себе пятерку с плюсом (в этом случае нас вовсе не смущают минусы – чем точнее прогноз, тем состоятельнее в наших глазах мы сами). Энкоды обращаются к каждой из этих выгод, оказывая им противодействие.

Энкоды позволяют подняться над ролью, которую нам приходится играть.

В заключение давайте рассмотрим весьма распространенную игру, назовем ее – «С меня взятки гладки» («Деревянная нога», «Калека»). Играющий, в отличие от игрока в «Почему бы вам не?... Да, но...», не предъявляет своей проблемы как таковой. «Не хочу и не буду…» подменяется здесь «Не могу», «Что вы хотите от человека с такими расстроенными нервами?!» и т.п.

Рассмотрим преимущества, предоставляемые игрой «С меня взятки гладки» игроку, и энкоды-антитезисы к ним.

Экзистенциальное преимущество (жизненный смысл) Тезис : «Не переубеждайте меня: мое положение безнадежно!»

Антитезис:

¦ Да у тебя и правда болезнь...

¦ Да ты, я вижу, времени зря не теряешь...

¦ Если бы тебе дали конверт с датой твоей смерти, ты бы его открыл?

¦ Да эта идея настояна на виагре!


Биологическое преимущество («подпитка», «топливо»)

Тезис : «Ну-ка, достань меня!» (вызов на контакт, для того чтобы потом оттолкнуть).

Антитезисы :

¦ Если бы все звери на экваторе могли говорить, Новый год и 8 Марта отмечали бы вместе.

¦ А оно тебе надо?

¦ Не время об этом...

¦ Я тебя насквозь вижу.

¦ Если говорить правду, рано или поздно тебя выведут на чистую воду...

¦ Если будет настроение, заходи...


Внутреннее психологическое преимущество («кайф»)

Тезис: «Что с меня возьмешь?!» В более грубом варианте: «Накось, выкуси!»

Антитезисы (выводят собеседника на обсуждение самой проблемы, возможности и значимости ее решения):

¦ Знаете, деградации я избежал благодаря полному отсутствию личности...

¦ «Не могу» живет на улице «Не хочу».

¦ Да, с вами не соскучишься.


Внешнее психологическое преимущество («льгота»)

Тезис: «Я не отвечаю за то, что со мной происходит».

Антитезисы:

¦ За базар не ответил – жизнь не работает («не тикает»).

¦ Лучше износиться, чем заржаветь!

¦ Вот только не говори, что у тебя цирроз печени!..


Внешнее и внутреннее социальное преимущество (человеку хочется подчеркнуть свою уникальность, «прошу не путать меня с обыкновенными людьми»)

Тезис: «Чего можно хотеть от такого человека, как я? Ведь я – инвалид!»

Антитезисы:

¦ Поговорим лучше обо мне. Мой паралич – самый прогрессивный!

¦ Любая проблема – это замаскированная удача.


На практике, конечно, вовсе не обязательно привязывать каждый из этих энкодов к какому-либо преимуществу игры. Можете просто свободно перебирать их, используя в любом порядке – как вспомнятся... «Привязка» к преимуществам – лишь для лучшего понимания, а стало быть, и лучшего запоминания энкодов. А заодно, если вы «академически мыслящий» читатель, – для более глубокого понимания игр и возможной роли энкодов в их ниспровержении...

Впрочем, люди иногда намеренно сохраняют за собой право играть уже после того, как игра осознана. Но тогда это уже не игра, а «интрига». При всем их сходстве игры и в самом деле отличаются от интриг. Так мы называем сложную систему трансакций «на множество персон», приносящую радость автору-драматургу (он же и режиссер и одно из действующих лиц). Интриги, как правило, уникальны и хорошо осознаются одним из участников «до», а другим – «после» (простейшие примеры интриги – «Ворона и лисица», первоапрельские розыгрыши). Энкоды неплохо подходят и для развенчания интриг:


¦ Учти, я записываю все, что произношу...

¦ Я на грани провала...

¦ Я такое за версту чую...

¦ Я делал много плохих вещей в жизни...

¦ Я вернусь не один, со мной придет закон...

¦ Я тебе позволю произнести две с половиной фразы.

¦ По-моему, ты – заинтересованное лицо...

¦ По-моему, у нас с тобой это серьезно...


Ролевые энкоды – полезная вещь, если их использовать с толком. Почему – «ролевые»? Мы в самом деле играем роли – кто лучше, кто – хуже. Некоторым удается превзойти свою роль, проявляя собственную индивидуальность. Энкоды позволят вам – при соблюдении, как мы уже только что сказали, известных мер предосторожности – подняться над ролью, решая, коль скоро мы начали изъясняться в театральных терминах, не только «задачу» (эффективное деловое взаимодействие), но «сверхзадачу» (проявления своего уникального «я»).

4. «Почему бы вам не… – Да, но» (ПБВДН)

Тезис . Игра «Почему бы вам не… – Да, но», занимает особое место в анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого понятия «игра». Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные характеристики игры видны из следующего примера.

Уайт (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.

Блэк : Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?

Уайт : Да, но у него нет времени.

Блю (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?

Уайт : Да, но он не умеет ими пользоваться.

Ред : А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?

Уайт : Да, но это слишком дорого.

Браун : Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает, и не довольствоваться этим?

Уайт : Да, но ведь все может просто рухнуть.

Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в следующем роде: «Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они мастера».

В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за другим, причем каждое начинается словами: «Почему бы вам не…» Каждому решению Уайт противопоставляет очередное «Да, но». Хороший игрок может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин переключилась на игру «Родительский комитет» типа «Непутевый муж».

Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться, поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул, идущий от Родителя к Ребенку («Почему бы вам не…») вызывает реакцию, идущую от Ребенка к Родителю («Да, но»). Как правило, для обеих сторон трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе, голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со Взрослого на «несправляющегося» Ребенка – в случае миссис Уайт – и со Взрослого на «мудрого» Родителя – у других участников). Чтобы лучше понять скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.

Схема 8. «Почему бы вам не… – Да, но»

Психотерапевт : А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам до этого не приходило в голову?

Уайт (супруга) : Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала почти все, что они предложили. Я купила мужу инструменты, и он взял несколько уроков у плотника.

Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету. Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании, и очень маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение, которое раньше не приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать действительно оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную игру, примет его с благодарностью.

Иными словами, ее «несправляющийся» Ребенок уступит, если у кого-то из присутствующих возникнет достаточно остроумная идея, которая будет стимулировать ее Взрослого. Однако заядлые игроки в ПБВДН, такие, как миссис Уайт, редко играют честно. С другой стороны, слишком большая готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за ПБВДН другая игра – «Дурочка».

Приведенный пример особенно нагляден, поскольку он отчетливо иллюстрирует второе утверждение даже если миссис Уайт уже испробовала некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно, цель игры состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в том, чтобы отвергнуть их.

При соответствующих обстоятетьствах эту игру может играть едва ли не каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за людьми, которые особенно предрасположены к этой игре, обнаруживали некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой легкостью могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой– то причине желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя в игре «Алкоголика.) Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в ПБВДН, чаще всего принадлежит к типу людей, которые в конечном счете просят психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель – показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то есть что они никогда не капитулируют. Но, вступая в контакт с психотерапевтом, они требуют применить к ним приемы, которые могут способствовать полной их капитуляции, например гипноз. Таким образом, становится ясно, что игра ПБВДН представляет собой в какой-то степени социальное решение внутреннего конфликта человека в связи с его капитуляцией по какому-то поводу. Любители этой игры имеют еще одну, очень специфическую особенность: многие из них боятся покраснеть. Приведем пример.

Психотерапевт : Почему вы играете в эту игру, если вы знаете, что это простой обман?

Миссис Уайт : В любом разговоре я все время должна придумывать, о чем говорить дальше. Если я ничего не могу придумать, то начинаю краснеть. Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я просто не могу выносить паузу в разговоре. Я это знаю, и мой муж тоже знает. Он мне всегда об этом говорил.

Психотерапевт : Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый ничем не занят, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы «выскочить» и заставить вас смутиться?

Миссис Уайт : Вот-вот. Поэтому до тех пор, пока я предлагаю другим какие-то решения или выслушиваю их идеи относительно моих проблем, со мной все в порядке, я чувствую себя защищенной. Пока мой Взрослый под контролем, я не боюсь почувствовать замешательство.

Слова миссис Уайт ясно показывают: она боится неструктурированного времени. Ее Ребенку не удается привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, поэтому именно игра предлагает ей подходящую структуру для функционирования Взрослого. Однако для поддержания ее интереса игра должна иметь соответствующую мотивацию. Выбор ПБВДН определяется принципом экономии: ее Ребенок, оказавшийся в состоянии конфликта по причине физической пассивности, получает в этой игре максимальные внутренние и внешние «вознаграждения». С одинаковым жаром она играет роль хитрого Ребенка, которого невозможно подавить, и мудрого Родителя, который пытается подавить в ком-то Ребенка, но безуспешно. Поскольку основной принцип ПБВДН – не принимать ни одного предложения, Родитель никогда не добивается успеха. Девиз игры: «Не паникуй, Родитель никогда не добьется успеха».

Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет миссис Уайт и приносит ей удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но истинной кульминацией игры является пауза (или замаскированная пауза) которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали свои возможности и им надоело придумывать приемлемые решения. Для миссис Уайт это означает победу, ибо она продемонстрировала всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией. Если пауза не замаскирована, она может длиться несколько минут.

В нашем примере Грин не дала Уайт насладиться триумфом, так как хотела поскорее начать собственную игру. Позже в этом сеансе у миссис Уайт проскользнула неприязнь к миссис Грин за то, что та лишила ее нескольких минут торжества.

Другой любопытный чертой ПБВДН является то, что ее варианты для внешнего и внутреннего употребления совершенно одинаковы, но участники при этом меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали, Ребенок– Уайт в игре со многими участниками берет на себя роль Беспомощного существа, нуждающегося в поддержке окружающих. Во внутреннем варианте это более интимная игра для двоих участников, и Уайт играет в нее дома с мужем. Здесь она уже выступает в роли Родителя, источника мудрых и разумных советов. Однако такая смена ролей происходит не сразу. Пока будущий муж за ней ухаживает, она играет роль беспомощного Ребенка, и только после медового месяца начинает проявлять себя ее любящий покомандовать Родитель. Возможно, незадолго до свадьбы она порой и выдавала себя, но жених этого не заметил, стремясь поскорее заключить союз с тщательно выбранной невестой. Если же он заметит ее промахи, их помолвка вполне может расстроиться «по уважительным причинам», а Уайт, опечаленная, но отнюдь не поумневшая, возобновит поиски нового партнера.

Антитезис . Очевидно, люди, подхватывающие игру миссис Уайт, когда она, делая первый ход, излагает свою «проблему», играют в один из вариантов игры «Я всего лишь пытаюсь помочь вам» (ЯППВ). Фактически ПБВДН – это игра, обратная ЯППВ. В последней участвуют один психотерапевт и много пациентов, в первой – один пациент и много «психотерапевтов». Следовательно, антитезис ПБВДН состоит в том, чтобы не играть в ЯППВ. Если первый ход выглядит следующим образом: «Что бы вы стали делать в случае…?» – мы предлагаем отвечать: «Это действительно трудная проблема. А вы что собираетесь делать в этой связи?» Если игра начинается словами: «Мне не удалось то-то и то– то», – ответ должен быть: «Как жаль». Оба предложенных ответа достаточно вежливы, чтобы привести Водящего в растерянность или по крайней мере вызвать пересекающиеся трансакции, так что его фрустрация становится очевидной и, значит, может стать предметом анализа.

В психотерапевтической группе для людей, склонных к ЯППВ, хорошей практикой будет отказ от приглашения принять в ней участие. В этом случае антитезис ПБВДН, который в некоторой степени является также и антитезисом ЯППВ, будет полезен не только для Водящего, но и для остальных членов группы В нормальной ситуации человеческого общения нет никаких причин отказываться от участия в этой игре, если она ведется в дружеской и безобидной форме. Если же она представляет собой попытку использовать профессиональные знания, то может потребоваться антитезисный ход. Но в подобных ситуациях это может стать источником обиды, поскольку Ребенок миссис Уайт вдруг оказывается у всех на виду. При этих обстоятельствах лучше выйти из игры после первого хода и поискать более вдохновляющую игру, например «Динамо» первой степени.

Родственные игры . Игру «Почему бы вам не… – Да, но» следует отличать от ее противоположности «А почему же вы не… – Нет, но…», в которой выигрывает Родитель, а обороняющийся Ребенок в конце концов в замешательстве отступает, хотя и здесь точное воспроизведение диалога может показаться разумным разговором двух Взрослых, обсуждающих реальную ситуацию.

Вывернутая как бы наизнанку ПБВДН на первый взгляд напоминает игру «Крестьянка». В этом варианте миссис Уайт склоняет психотерапевта дать ей рекомендации, которые она не отклоняет, а, напротив, тут же принимает. Только после того, как психотерапевт уже совсем завяз в игре, он начинает замечать, что она его переиграла. То, что вначале казалось игрой «Крестьянка», оборачивается интеллектуальным вариантом «Динамо».

Игра ПБВДН может принимать форму «Сделай же со мной что-нибудь». Например, женщина не желает выполнять какую бы то ни было домашнюю работу, поэтому каждый вечер, когда муж возвращается с работы, у них начинается игра ПБВДН. Независимо от того, что говорит муж, жена ведет себя угрюмо и не стремится изменить свое поведение. В некоторых случаях ее мрачность может оказаться следствием болезни, что требует тщательного психотерапевтического анализа. Но и в этом случае игровой аспект не следует сбрасывать со счетов, поскольку он заостряет внимание на вопросах, почему муж выбрал именно такую супругу и каков его «вклад» в эту ситуацию.

Анализ Тезис : «Посмотрим, способен ли ты предложить решение, к которому я не могу придраться».

Цель : обретение уверенности.

Роли : беспомощный человек, советчики, Иллюстрации : 1) «Да, но я не могу сейчас делать домашнюю работу потому что…»; 2) беспомощная жена.

Социальная парадигма : Взрослый – Взрослый; Взрослый: «Что бы вы стали делать в случае…?»; Взрослый: «Почему бы вам не…»; Взрослый: «Да, но…»

Психологическая парадигма : Родитель – Ребенок; Родитель: «Я могу заставить тебя почувствовать благодарность за мою помощь»; Ребенок: «Ну, давай, попробуй».

Ходы : 1) проблема – решение; 2) возражение – решение; 3) возражение – замешательство.

«Вознаграждения »: 1) внутреннее психологическое – обретение уверенности; 2) внешнее психологическое – избегает капитуляции; 3) внутреннее социальное – ПБВДН, роль Родителя; 4) внешнее социальное – ПБВДН, роль Ребенка; 5) биологическое – разумное обсуждение; 6) экзистенциальное – «Все хотят мной командовать».


© 2024
arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки