14.01.2024

Консультация для воспитателей на тему дидактические игры. Консультация для воспитателей на тему «Музыкально-дидактические игры в жизни младших дошкольников


Структурное подразделение «Северный детский сад «Василек»

МБОУ «Северная СОШ»

Дидактические игры

как средство

обучения и воспитания детей

Из опыта работы

Подготовила:

воспитатель первой

Ануфриева Л.В.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а так же формируется социально значимые черты личности. Эта тема меня заинтересовала потому, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения и воспитания детей, в частности и формировании у них познавательных интересов. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Анализ работ Е.И.Тихеевой позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность - работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…» Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.

В своей работе с детьми я использую игры двух видов:

1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической;

2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Дети играют как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивается чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Кроме этого использую и все виды образовательных игр.

Сенсорные (для закрепления представлений о цвете величине форме);

Речевые (для ознакомления со словом и предложением формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря);

Математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении количества предметов);

Для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами с профессиями людей и т.п.);

Музыкальные (для развития чувства ритма);

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

Игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;-настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

Словесные.

Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры разделила на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

2. Лото. Их строю по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираю тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализую через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображен предмет или сюжет, делю на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Из народных игр использую такие, как: «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др., которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Также использую следующие виды дидактических игр:

Игры-путешествия;

Игры-предположения;

Игры-поручения;

Игры-загадки;

Игры-беседы.

Значение дидактических игр, я считаю, чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников. Эту задачу решаю в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсценировках, загадках).

Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Большую роль в дидактической игре отвожу правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, т. д.

Проанализировав дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, сделала вывод, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Считаю, положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Очень важна работа, проводимая с родителями. Я всегда стараюсь строить работу так, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития создаю уже в младшем возрасте. Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания.

2. Вечера вопросов и ответов.

3. Анкетирование и тестирование родителей.

4. Индивидуальные консультации.

5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литературы).

6. Визиты домой.

7. Индивидуальная работа с детьми дома.

8. Помощь родителей детскому саду.

На основе результатов диагностики можно сделать вывод, что проводимая мной систематическая работа развивает детей всесторонне, повышает уровень воображения, подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

Считаю, что работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

Научить детей различать основные цвета;

Познакомить детей с величиной и формой предметов;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;

Сплотить детский коллектив.

Я уверена, что успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку. Ведь дидактическая игра - средство не только обучения, но и воспитания. Я стараюсь использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, сама придумываю варианты - это помогает мне сохранить интерес детей к игре при ее повторении.

Дидактические игры в ДОУ.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и т.д. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций . Мы остановимся на дидактических играх.

К дидактическим играм относятся - обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра одновременно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Звёздочка» Дидактические игры в ДОУ Выполнил воспитатель высшей категории Пушкина В.А.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. А. Сухомлинский.

К дидактическим играм относятся - Обучающие игры с правилами -игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами игры- занятия.

Дидактическая игра Игровой метод Форма обучения Самостоятельная игровая деятельность Средство всестороннего воспитания ребёнка

Дидактические игры способствуют *развитию познавательных и умственных способностей *развитию речи детей *социально – нравственному развитию ребёнка дошкольника.

По степени активности Игры занятия. Автодидактические игры.

По наличию игрового материала Игры с предметами и игрушками Настольно- печатные Словесные

Структура дидактической игры К основным компонентам относятся: дидактическая задача игровые действия игровые правила результат дидактический материал К дополнительным компонентам: сюжет роль

Руководство дидактической игрой Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала Объяснение хода и правил игры Показ игровых действий Определение роли взрослого в игре Подведение итогов игры

Организация дидактической игры Подготовка к проведению дидактической игры Проведение дидактической игры Анализ

Подготовка к проведению дидактической игры - выбор игры в соответствии с дидактическими задачами; определение места и роли игры в системе обучения и воспитания; установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно- образовательного процесса; подготовка игрового оборудования; определение времени игры в режиме дня

Проведение дидактических игр - определение количества играющих; -ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами; игровыми действиями, дидактическим материалом; развитие у детей игрового настроения, желания играть; показ игровых действий; руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся; подведение итогов игры.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведение и характере детей; позволяет правильно организовать индивидуальную работу.


32

Консультация для воспитателей детского сада «Использование дидактических игр из бросового материала»

Наверное, у каждого воспитателей есть своего рода профессиональное заболевание: пытаешься найти каждому бросовому материалу интересное применение.

Как же можно пройти мимо таких ярких и разноцветных крышек от бутылок, да и бутылки тоже идут в дело, но сейчас о крышечках, пластмассовых банках от майонеза и прищепках.

Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А разноцветные крышки (от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх по сенсорике? Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно - моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами - разноцветными крышечками.

Дидактические игры «с цветными крышками и закручивающими предметами» - способствуют сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяют кругозор у детей раннего возраста, а также у детей дошкольного возраста.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Играя, каждый ребенок знакомится с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, фактура предмета).

У ребенка появляется интерес к окружающему миру, ребенок проявляет усидчивость, самостоятельность; учиться взаимодействовать со сверстниками.

Играют 1 ребенок или подгруппа из 4 детей.

Дети играют с педагогом, который исполняет роль ведущего.

Ведущий объясняет правила и рассказывает о каждом задании.

Начинаем игру с простых задач.

Взрослому не следует требовать от детей третьего года жизни самостоятельного употребления названия цвета, важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно процессе практической работы происходит накоплении о свойствах предметов.

Поощряйте не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности.

Предложу Вашему вниманию игры, в которых можно использовать нестандартное оборудование, как средство сенсорного развития у детей раннего возраста и у детей старшего дошкольного возраста. Эти игры можно использовать в самостоятельных играх детей, на занятиях с дидактическим материалом.

Для реализации выше упомянутых задач в группе был создан уголок сенсомоторного развития детей.

В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.




Дидактическая игра «Волшебная бабочка»

Нашла в интернете аналогичную игру и решила самой изготовить данную игру для своих детей.

Дети с большим удовольствием играли в эту игру, находили подходящие по цвету крышки, вкручивали крышки. Игра увлекла даже самых застенчивых детей.

«Сухой бассейн».

Цель: Формирование сенсорных способностей. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры: В гости к детям приходит медвежонок (игрушка). Он принёс тазик с цветными крышками, а как с ними играть не знает.

Воспитатель: Давайте дети поиграем с мишкой, предлагает детям рассмотреть тазик с цветными крышками (дети рассматривают крышки).

1 игра.

Воспитатель высыпает крышки из тазика и просит детей собрать их в «бассейн», снова рассыпает. Дети собирают, и так несколько раз:

Воспитатель задаёт вопросы детям и мишке. Если дети отвечают неправильно, мишка помогает, называет правильный ответ, а воспитатель благодарит за это мишку.

Вопросы детям:

Какого цвета крышки?

Сколько крышек (много или мало?)

Покажите только красные, синие, жёлтые и т. д.

2 игра.

Воспитатель предлагает собрать из крышек красивый жёлтый цветок, красный, синий и т. д.

Дети собирают, а мишка учиться у них тоже собирать цветы.

3 игра.

Воспитатель прячет в крышках игрушки, просит детей опустить ручки в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки. Дети ищут. Достают и показывают их мишке. Мишка хвалит детей.

Затем мишка благодарит детей, за то, что дети показали, как надо играть с крышками. Прощается и уходит. Воспитатель предлагает детям самостоятельно обыграть крышки.

Игры с различными баночками

Дидактическая игра «Открой - закрой»

Цель: учить детей пониманию простой инструкции (закрой — открой), при выполнении действий побуждать к произнесению слов («на», «дай», «так») отраженно или самостоятельно, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку, какие есть у него волшебные баночки. Одновременно называет цвета и вместе с ребенком повторяет. Потом предлагает ребенку открыть их и посмотреть, что там внутри. А потом предложить ребенку закрыть банку крышкой.

Детям нравятся звучащие предметы, поэтому в эти банки можно класть игрушки. Это будет интересно детям раннего возраста.

Если у них не получается открыть руками, дети могут и открыть зубами. Вот такие они!

Игровое упражнение «Я иду за покупками»

Дети с интересом использовали майонезные банки в самостоятельных играх.

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Материал: карточки четырех цветов, посередине белый прямоугольник с нарисованной мышкой (домики для мышек) и прямоугольники тех же четырех цветов (дверцы).

Ход игры: Для игры можно использовать куклу-кошку. Детям надо спрятать мышек от кошки («закрыть дверцы»).

Воспитатель рассказывает детям сказку про мышку.

Жила была мышка. Любила эта мышка сыр. А чтобы до сыра добраться, нужно было каждый раз мимо кошки пробегать. Уж очень мышка боялась кошки. А кошка только и ждала, когда же мышка за сыром пойдёт. Вот наша мышка и собралась за сыром, а кошка притаилась и ждёт. Мышка тихо - тихо крадётся, да кошку не проведёшь! Ой, вот сейчас догонит мышку кошка!

Куда нашей мышке деваться?

Давай поможем мышке, спрячем её в домике и закроем дверцы.

Дети соотносят домики с цветами дверей и прячут мышек.

Дидактическая игра «Укрась солнышко».

Цель: продолжать знакомство с цветом, соотношением цветов.

Материал: грустное и весёлое солнышко, 9 разноцветных лучиков и 9 бантиков таких же цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям грустное солнышко, которое потеряло свои лучики. И предлагает детям украсить солнышко разноцветными лучиками и соответствующими цвета к ним бантиками.

Дети соотносят цвета. В конце игры дети радуются полученному результату.

Игры с прищепками

Дидактическая игра «Иголки для ежика»

Цель: продолжить знакомить детей с дикими животными в частности с ежом; развивать у детей представления об основных цветах; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику; воспитывать усидчивость.

Материал: картинка с изображением ежика, прищепки разных цветов, игрушка Ежик.

Ход игры.

Воспитатель читает детям стихотворение про ежа.

Ёжик колкий весь в иголках
Шёл от ёлки тоже колкой.
Нёс для дома листья клёна.
На колючках жёлтых кучку.
-Лист, солому всё для дома.
Дом построю дверь закрою.
Да в кроватку и спать сладко.
Лишь весною дверь открою.

И тут появляется ежик ни головы, ни ножек.

А можно детям загадать загадку про ежика.

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(Ежик)

Дидактическая игра «Лучики для солнышка»

Цель: развивать у детей творческое воображение, логическое мышление, закрепление цвета, счёта; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: грустное и весёлое солнышко, прищепки разных цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям грустное солнышко, которое потеряло свои лучики. И предлагает детям украсить солнышко разноцветными прищепками. Дети с удовольствием играли в эту игру. В конце игры дети радуются полученному результату.

В дальнейшем можно будет усложнить данную игру дать детям задание чередовать цвета прищепок, или сначала прищеплять зеленые, потом красные и т.д.

Консультация для воспитателей

Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников

Подготовила: Аксельрод Е.В.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Игры с предметами
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные
«Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Отгадай, кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Подвижные игры
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки
Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры:вариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Природа и человек.
Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Выбери нужное.
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают – .Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето. И светла, и широка
Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Зима. Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Что из чего сделано?
Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен. Но только на Земле мир жизнью заселен.
Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Используемая литература:

А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

Галиева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ №3 «Солнышко» п.г.т. Актюбинский.

Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактическая игра экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр.

Предметные игры по экологии — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами.

В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Вершки – корешки.

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

Материал: два обруча, игрушки овощей.

Ход игры. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у которых используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению. Например:

«Собери букет».

Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; совершенствовать навыки соотнесения и различения цветов; формировать умение называть цвета.

Материал: картинки вазы и цветов разные по цвету.

Ход игры: На столе лежат разноцветные вазы и цветы. Ребенок должен в каждую вазу поставить букет такого же цвета, что ваза.

«Чей домик?»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания, развивать мелкую моторику.

Материал: Карточки с изображением диких и домашних животных и карточки с изображением жилищ этих животных.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, соединив пазл.

«Кто самый быстрый»

Цель: Закреплять названия растений, птиц, активизировать речь.

Материал: большие и маленькие карточки с изображением растений.

Ход игры: Большие карточки раздаются детям. Маленькие карточки перемешиваются. После этого ведущий берет верхнюю карточку показывает детям. Играющие называют растение, которое нарисовано на карточке и разыскивают у себя на картинках это растение. Тот, кто нашел, говорит: «Мне нужна эта карточка». Ведущий отдает карточку тому, кто нашел на своей карте соответствующую картинку. Играющий накрывает ей картинку на своей карте. Выигрывает, тот у кого на большой карточке не остается закрытых растений.

«Собери картинку»

Цель: Развивать произвольное внимание у детей, мелкую моторику, наглядно-образное и логическое мышление, память, воображение, учить воспринимать и осмысливать целостный образ картинки.

Материал: Разрезанные картинки животных.

Ход игры: Перед ребенком разложены в беспорядке детали картинки. Перед ним рамка, в которую нужно собрать распавшуюся картинку.

«Домик для птички»

Цель: закреплять знания детей о птицах, закреплять геометрические формы и их названия, развивать память, мышление, мелкую моторику.

Материал: карточки с кармашками, где изображены птицы в геометрической фигуре, картонные – круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ход игры: вместе с ребенком рассмотреть геометрические фигуры, закрепляя их названия. Дать ребенку карточки с кармашками, где изображены птицы в геометрической фигуре. Попросить назвать названия птиц. После этого предложить разложить по кармашкам все геометрические фигуры, так что бы они совпали с нарисованными на карточке геометрическими фигурами (наитии домики для птичек).

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

«Найди, о чем расскажу»

Цель: учить находить предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Материал: Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры : Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети, подражая действиям, имитируют звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: воспитывать у детей внимание; упражнять детей в умении различать и называть основные цвета; продолжать формировать у детей интерес к игре с цветом; развивать у детей сенсорные навыки; продолжать знакомить детей с

понятиями «один», «много».

Материал: бумажные бабочки и цветы разных цветов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь бабочкам найти свои цветы. Дети должны на каждый цветок посадить по одной бабочке. Если бабочка, например, красного цвета, то ее нужно посадить на цветок красного цвета. Когда все бабочки найдут свои места спросить у детей: «Чего больше цветов или бабочек?»

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе.

На первом этапе нужно проигрывать игру вместе с детьми. По ходу игры сообщать одно правило и тут же его реализовать его.

На втором этапе выключаться из активного участия в игре, руководить со стороны, направляя игру.

На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях:

  • подготовка к проведению дидактической игры,
  • её проведение
  • подведение итогов

ВЫВОДЫ:

Игры детей являются необходимым условием экологического воспитания. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности. Вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного образовательного учреждения определяется тем, что игра позволяет ребенку получить собственный опыт.

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия с ребенком. Таким образом, использование дидактических игр, способствуют умственному развитию детей.


© 2024
arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки