18.03.2024

Словесные игры для старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Картотека словесных игр Игра для дошкольников за столами словесная


  • 1.«У КОГО – КТО»
  • У кошки – котенок, котята

    У собаки – щенок, щенята

    У свиньи – поросенок, поросята

    У коровы – теленок, телята

    У лошади - жеребенок, жеребята

    У овцы – ягненок, ягнята

    У тигра – тигренок, тигрята

    У лисы – лисенок, лисята

    У козы – козленок, козлята

    У медведя – медвежонок, медвежата

    У волка – волчонок, волчата

    У зайца – зайчонок, зайчата

    У ежа – ежонок, ежата

    У льва - львенок, львята

    У лягушки – лягушонок, лягушата

  • 2.«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ»
  • Корова – мычит (му-у)

    Собака – лает (гав-гав)

    Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

    Лошадь – ржет (иго-го)

    Овца – блеет (бе-е)

    Кошка – мяукает (мяу)

    Лягушка – квакает

    Курица – кудахчет

    Утка - крякает

    Жук – жужжит

    Волк – воет

    Воробей – чирикает

    Ворона – каркает

    Тигр - рычит

    Петух – кукарекает

    Кукушка - кукует

  • 3.«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
  • кошка – кошечка

    собака – собачка

    лошадь – лошадка

    овца – овечка

    коза – козочка

    стул – стульчик

    стол – столик

    кровать- кроватка

    окно- окошко

    дом –домик

    платье- платьице

    рубашка – рубашечка

    носки – носочки

    платок – платочек

    цветок – цветочек

    листок- листочек

    звонок - звоночек

    корабль - кораблик

    самолет - самолетик

    звезда - звездочка

    солнце - солнышко

    дождь - дождик

    сын - сыночек

    мама - мамочка

    папа - папочка

    дочь - доченька

    ветер – ветерок

    снег - снежок

    1. 4.«ЧЕЙ ХВОСТ»

    Корова - коровий

    Заяц – заячий

    Овца-овечий

    Лошадь – лошадиный

    Кошка –кошачий

    Коза – козий

    Поросенок – поросячий

    Еж – ежиный

    Белка –беличий

    Волк – волчий

    Лиса – лисий

    Ворона – вороний

    Собака –собачий

    1. 5.«КОМУ ЧТО ДАДИМ»

    Мясо – волку

    Малину – медведю

    Морковку - …зайцу

    Яблоко - …ежу

    Орехи - …белке

    Сено - …коню

    Косточку - …собаке

    Молоко - …кошке

    Зерно - …петуху, курице

    6.«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

    Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

    Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

    Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

    Еж – ежиха – ежонок;

    Лис – лиса – лисенок;

    Заяц – зайчиха – зайчонок;

    Слон – слониха – слоненок;

    Конь – лошадь – жеребенок

    Петух – курица - цыпленок

    Кабан – свинья – поросенок

    1. 7.« КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

    Лиса живет в норе.

    Медведь зимует в …берлоге.

    Волк живет в … логове.

    Белка живет в …дупле.

    Муравей – в муравейнике.

    Птица – в гнезде.

    Акула – в море.

    Собака - в конуре.

    Курица - в курятнике.

    Конь – в конюшне.

    Пчелы – в улье.

    Щука – в реке.

    8.«ЧЬИ ГЛАЗА»

    Корова – коровьи

    Заяц - заячьи

    Овца - овечьи

    Лошадь – лошадиные

    Кошка - кошачьи

    Коза – козьи

    Поросенок – поросячьи

    Еж – ежиные

    Белка – беличьи

    Волк –волчьи

    Лиса – лисьи

    1. 9.«БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

    Огурец – огурчик

    Помидор – помидорчик

    Горох – горошек

    Лук – лучок

    Тыква – тыковка

    Морковь – морковка

    Капуста – капусточка

    Арбуз – арбузик

    Дыня – дынька

    Яблоко – яблочко

    Лимон – лимончик

    Апельсин - апельсинчик

    1. 10.«НАЗОВИ ЦВЕТ»:

    Морковь (какая?) – оранжевая

    Капуста (какая?) - белая

    Помидор (какой?) – красный

    Огурец (какой?) – зеленый

    Репа (какая?) – желтая

    Апельсин (какой?) - оранжевый

    Лимон (какой?) – желтый

    Арбуз (какой?) – полосатый

    Слива (какая?) - синяя

    Малина (какая?) - красная

    1. 11.«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Морковь, горох, капуста, яблоко.

    Помидор, слива, огурец, репа.

    Малина, картошка, лук, тыква.

    Свекла, редис, клубника, помидор.

    Яблоко, лимон, морковь, груша.

    Апельсин, кабачок, слива, вишня.

    Баклажан, огурец, капуста, черешня.

    1. 12.«ОДИН-МНОГО»

    Один шарф – много… шарфов

    Одна шапка – много…шапок

    Одни перчатки – много …перчаток

    Один носок – много…носков

    Одна куртка – много…курток

    Одно платье – много … платьев

    Один костюм – много…костюмов

    Одна шляпа – много … шляп

    Одни сапоги – много …сапог

    1. 13.«ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ»

    Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

    Сапоги (какие?) – коричневые, удобные,

    Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

    Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

    Шляпа (какая?) – черная, большая…

    Туфли (какие?) – осенние, красивые…

    Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

    Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

    Шуба (какая?) - меховая, теплая…

    1. 14.«КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»

    Повару - кастрюля, поварешка,…

    Врачу – шприц, вата…

    Учителю – книга, ручка…

    Почтальону – письма, газеты…

    Продавцу – весы, продукты…

    Строителю – кирпич, цемент…

    Парикмахеру – ножницы, зеркало…

    Художнику – кисти, краски…

    Садовнику – лейка, грабли…

    Портнихе – нитки, иголка…

    Прачке – стиральная машина, прищепки…

    1. 15.«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ»

    Врач – лечит людей

    Повар - …готовит обед

    Строитель - …строит дом

    Космонавт - …летает в космос

    Учитель – … учит детей

    Шофер - …водит машину

    Садовник – выращивает цветы

    Художник – рисует картины

    Воспитатель – воспитывает детей

    Прачка – стирает белье

    Портниха – шьет одежду

    Милиционер – следит за порядком на улице

    1. 16.«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

    Машина (какая?) – красная, новая, …

    Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

    Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …

    Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…

    Велосипед (какой) – новый, двухколесный…

    Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…

    Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…

    Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…

    Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…

    1. 17.«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

    Кто управляет самолетом?...Летчик

    Кто управляет вертолетом?...Вертолетчик

    Кто управляет теплоходом?...Капитан

    Кто управляет поездом?...Машинист

    Кто управляет трамваем?...Вагоновожатый

    Кто управляет грузовой машиной? …Шофер

    Кто ремонтирует автобус?...Механик

    Кто моет автобус?...Мойщик

    Кто продает билеты в автобусе?...Кондуктор

    Кто проверяет билеты в поезде?...Контролер

    Кто служит на водном транспорте?...Моряки

    Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?...Радист

    Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?...Стюардесса

    1. 1.У кого – кто.
    2. 2.Кто как голос подает.
    3. 3.Назови ласково.
    4. 4.Чей хвост.
    5. 5.Кому что дадим.
    6. 6.Назови семью.
    7. 7.Кто где живет.
    8. 8.Чьи глаза.
    9. 9.Большой – маленький.
    10. 10.Назови цвет.
    11. 11.Четвертый лишний.
    12. 12.Один – много.
    13. 13.Подбери признаки.
    14. 14.Кому что нужно для работы.
    15. 15.Кто что делает.
    16. 16.Подбери признак.
    17. 17.Назови профессию.

    «Что за предмет?»

    Цель: учить называть предмет и его описывать.

    Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    «Угадай игрушку»

    Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

    Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    «Кто больше увидит и назовёт»

    Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

    Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

    «Сорока»

    Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

    Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

    (Воспитатель раскладывает предметы)

    Дети:

    Сорока, сорока
    Отдай нам мыльце

    Сорока:

    Не дам, не отдам
    Возьму ваше мыльце
    Отдам моему сорочонку умыться.

    Дети:

    Сорока, сорока
    Отдай нам иголку!

    Сорока:

    Не дам, не отдам.
    Возьму я иголку
    Сорочку сошью своему сорочонку.

    Дети:

    Сорока, сорока,
    Отдай нам очки

    Сорока:

    Не дам, не отдам.
    Я сама без очков,
    Прочесть не могу сорочонку стихов.

    Дети:

    Сорока, сорока.
    Отдай нам звоночек.

    Сорока:

    Не дам, не отдам.
    Возьму я звоночек.
    Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

    Воспитатель:

    Ты, сорока, не спеши
    Ты у деток попроси.
    Все тебя они поймут.
    Всё что надо подадут.

    Воспитатель:

    Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

    Воспитатель:

    Дети, что для этого нужно сороке?

    (Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

    Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

    Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    «Олины помощники»

    Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

    Материал: кукла Оля.

    Ход. — К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

    Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

    — Что это? (Это ноги)

    — Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

    «Разноцветный сундучок»

    Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

    Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

    Ход. Воспитатель:

    Я картинки положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну-ка, Ира, загляни-ка,

    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    «Скажи, какой?»

    Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

    Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»

    Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

    Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

    Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»

    Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

    Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»

    Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

    Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»

    Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

    Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

    «Кто больше действий назовёт»

    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

    Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

    Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    Например:

    — Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

    — Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

    — Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

    И т.д.

    «Козлята и волк»

    Цель. Заканчивать сказку по её началу.

    Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

    Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

    Воспитатель: зайчик говорит….

    Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

    Воспитатель: Козлята угостили его….

    Дети: морковкой, капустой…

    Воспитатель: потом они стали…

    И т.д.

    «Разбуди кота»

    Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

    Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

    Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Ветерок»

    Цель. Развитие фонематического слуха.

    Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Буратино-путешественник»

    Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

    Материал. Кукла Буратино.

    Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

    — Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

    — Зевают, отдыхают, спят…

    — Пляшут, поют, кружатся…

    Был Буратино в детском саду, когда дети:

    — приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

    — обедают, благодарят…

    — одеваются, прощаются…

    — лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Прятки»

    Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

    Материал. Мелкие игрушки.

    Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»

    Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

    Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

    Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

    В дверь кто-то стучит.

    Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

    Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

    «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

    — Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

    — Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)

    — Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)

    — Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

    — Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

    — Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

    — Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)

    — Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

    — Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

    — Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки)

    «Режим дня»

    8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

    «Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

    Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    «Назови три слова» (активизация словаря)

    Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    — Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

    «Кто кем хочет стать?»

    (употребление трудных форм глагола)

    Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

    «Зоопарк» (развитие связной речи).

    Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид;
    2. Чем питается.

    Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

    «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

    В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

    Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

    Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

    Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

    Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

    Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

    Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

    Ребёнок: «А мой — красной лентой».

    Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

    Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

    Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

    Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

    Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

    Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

    «Кто кем был или что чем было»

    (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

    Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

    «Назови как можно больше предметов»

    (активизация словаря, развитие внимания).

    Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

    «Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

    Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

    По дороге шёл жучок,
    Песню пел в траве … (сверчок).

    Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

    «Назови части предмета»

    (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

    Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

    I вариант: дети по очереди называют части предметов.

    II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

    Опубликовано 26 октября 2015 - 20:52 пользователем admin

    Вашему вниманию предлагаются словесные игры для старших дошкольников с общим недоразвитием речи на тему зима, зимние явления, зимние развлечения, зимняя одежда, которые логопеды и другие педагоги ДОУ могут применять на своих занятиях . Родители также могут использовать данный материал при организации самостоятельной работы по развитию речи у детей . Все игры снабжены необходимым иллюстративным дидактическим материалом.

    Тема: Зима и ее признаки. Зимняя одежда и обувь.

    Игра «Какой? Какая? Какие?»

    Развивать внимание, воображение, восприятие, логическое мышление, память, речь у дошкольников.

    Воспитывать познавательный интерес к состоянию природных явлений зимой.

    Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи. Просим детей подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какие?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя.

    Например: солнце (какое?) ...; небо (какое?) ...; снег (какой?) ...; погода (какая?) ...; воздух (какой?) ...; ветер (какой?) ...; день (какой?) ...; каток (какой?) ...; узоры (какие?) ...

    Игра «Что делать? Что делают?»

    Развивать наблюдательность, внимание, воображение, память, логическое мышление, речь.

    Воспитывать познавательный интерес, выдержку, исполнительность.

    Упражнять в подборе глаголов к существительным, согласовывать их в роде, числе и падеже.

    Активизировать словарный запас глаголов.

    МАТЕРИАЛ: фанты-снежинки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

    ХОД ИГРЫ.

    Дети рассматривают иллюстрации с изображенными на них зимними пейзажами. Педагог предлагает подобрать к предложенным существительным слова-действия, отвечающие на вопрос «Что делать? Что делают?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель. Например: снег (что делает?) ...; снежинки (что делают?) ...; мороз (что делает?) ...; птицы (что делают?) ...; люди (делают?) ...; дети (делают?) ...; ветер (что делает?) ...

    Игра «Кто? Что? »

    Развивать воображение, наблюдательность, воображение, память, логическое мышление, речь.

    Воспитывать выдержку, исполнительность, желание общаться.

    Упражнять в подборе существительных, согласовывать их в роде, числе и падеже.

    МАТЕРИАЛ: фанты-снежинки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

    ХОД ИГРЫ.

    Дети рассматривают иллюстрации с изображением зимних пейзажей. Педагог предлагает назвать «кто? что?» может выполнять названное действие. За правильно подобранное слово, ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель.

    Например: наступает какое время года (что?) ...; замерзает (что?) ...; свистит, дует (что?) ...; бушует (что?) ...; кружит (что?) ...; сверкает (что?) ...; лежит (что?) ...; лепят (что?) ...; катаются (кто?) ...; падает (что?) ...

    Игра «Назови части одежды».

    Воспитывать познавательный интерес к предметам зимней одежды.

    Упражнять в выделении и назывании частей предмета по теме «Зимняя одежда ».

    МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды или картинки с изображениями зимней одежды, сумка.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог демонстрирует детям мешочек с зимней одеждой. Предлагаем ребенку вынуть предмет одежды из сумки и назвать его части. Если ребенок не смог назвать части предмета, то предмет помещаем в сумку. Например: куртка - рукава, спинка, капюшон, два кармана, молния, кнопки; шуба - спинка, два рукава, капюшон, пуговицы, два кармана; кофта - ….; свитер - …….; брюки - две штанины, пояс, два кармана...

    Игра «Что из чего?»

    Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность, память, речь.

    Воспитывать познавательный интерес к предметам зимней одежды и обуви.

    Упражнять в названии материала, из которого изготовлен предмет.

    Активизировать словарный запас существительных.

    МАТЕРИАЛ: картинки с изображенными предметами зимней одежды и обуви.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог сообщает детям, что предметы одежды и обуви изготавливают из разного материала. В зависимости, из какого материала изготовлен предмет, можно назвать «Какой он?». Каждый ребенок получает картинку с изображением одежды и обуви. Педагог называет предмет, а ребенок, отыскав у себя такой предмет, называет, из чего он изготовлен. Если ребенок правильно нашел у себя картинку и назвал материал, из которого изготовлен предмет, то переворачивает картинку изображением вниз. Например: меховая шуба - из меха; шерстяные брюки - из шерсти; шерстяной свитер - из шерсти; кожаные сапоги - из кожи; меховая шапка - из меха; шерстяная шапка - из шерсти...

    Грамматический строй речи.

    Игра «Что из чего? Какой? Какая?»

    Воспитывать познавательный интерес к предметам одежды и обуви, бережное и бережное отношение к ним.

    Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных.

    МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды и обуви или картинки с их изображением, фанты-снежинки.

    ХОД ИГРЫ.

    Каждый ребенок получает предметы зимней одежды и обуви. Педагог называет предмет и материал, из которого он изготовлен. Ребенок ищет у себя названный предмет. Кто нашел у себя названный предмет, должен назвать словосочетания прилагательного с существительным, то есть ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?». За правильный ответ ребенок получает фант. Например: шуба из меха - меховая шуба; курточка на пуху - пуховая курточка; брюки из шерсти - шерстяные брюки, перчатки из шерсти - шерстяные перчатки; сапоги из кожи - кожаные сапоги; шапка из меха - меховая шапка.

    Игра «Что без чего?»

    Развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь.

    Воспитывать бережное и бережное отношение к предметам зимней одежды и обуви.

    Упражнять в употреблении форм существительных родительного падежа по теме «Зимняя одежда и обувь».

    МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов одежды, которые надо ремонтировать, сумка.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог сообщает, что одежда и обувь иногда могут потребовать ремонта. Люди их относят в ателье, где мастер искусно ремонтирует вещь. Предлагаем ребенку из сумки вынуть карточку и ответить на вопрос «Что без чего?».

    Например: кофта без пуговицы, курточка без рукава, шапка без завязки, брюки без пояса, рукавица без пальца, курточка без капюшона, сапог без подошвы...

    Игра «Что в магазине?»

    Развивать воображение, внимание, память, логическое мышление речи.

    Упражнять в различении форм существительных единственного и множественного числа.

    Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение.

    Употреблять формы существительных в родительном падеже.

    МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов зимней одежды и обуви.

    ХОД ИГРЫ.

    На столе размещены картинки с изображением зимней одежды и обуви. Сообщаем, что в магазине продается не один предмет одежды, а несколько. Предлагаем ребенку назвать предмет, если он один, и если их несколько.

    Вариант №1.

    Например: У меня шарф, а в магазине шарфы. У меня кофта, а в магазине кофты. У меня штаны и в магазине брюки. У меня свитер, а в магазине свитера. У меня сапоги и в магазине сапоги. У меня платок, а в магазине платки...

    Вариант №2.

    Например: У меня шарф, а в магазине много шарфов. У меня куртка, а в магазине много курток. У меня пара сапог, а в магазине много пар сапог. У меня свитер, а в магазине много свитеров...

    Игра «Назови ласково».

    Развивать воображение, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.

    Воспитывать бережливость, заботливость.

    Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, согласовывать их в роде, числе и падеже.

    МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов одежды и обуви, фанты-снежинки.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог демонстрирует картинку предмета одежды и предлагает детям назвать ласково оба слова, поскольку они называют предметы одежды кукольного, уменьшенного размера. За правильный ответ ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя. Например: красная шапка - красненькая шапочка, зеленая куртка - зелененькая курточка, черные брюки - черненькие брючки, теплая шуба - тепленькая шубка...

    Связная речь.

    Игра «Расскажи обо мне».

    Развивать воображение, внимание, память, логическое мышление, речь.

    Воспитывать исполнительность, умение общаться.

    Составление описательного рассказа о предметах зимней одежды по схеме или плану.

    Упражнять в составлении простых предложений, согласовывая слова в роде, числе и падеже.

    Логически правильно строить свое высказывание.

    МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды или картинки с их изображением, сумка, схема-пиктограмма для описания предметов одежды.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог предлагает детям рассказать о предметах одежды, которые находятся в сумке. Ребенок вынимает из сумки предмет и описывает его, придерживаясь такой схемы. Например: а) цвет; б) материал из которого изготовлен предмет; в) из каких частей состоит; г) сезонность одежды (в какое время года его можно носить) д) для кого он предназначен (мужской, женский, детский) е) какие действия с ним можно выполнять.

    «Описательный рассказ о зиме».

    Развивать внимание, воображение, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.

    Воспитывать познавательный интерес, желание общаться.

    Составлять описательный рассказ, соблюдая схемы-пиктограммы.

    Упражнять в логическом изложении своих мыслей.

    Грамматически правильно строить простые предложения, согласовывая слова в роде, числе и падеже.

    МАТЕРИАЛ: картинки с изображением зимних пейзажей, схема - пиктограмма для описания времен года.

    Педагог предлагает ребенку составить описательный рассказ по предложенной картинке с изображением зимы, опираясь на схему-пиктограмму. Например: а) солнце (рассказ о солнце) б) небо (каким бывает небо) в) земля (как выглядит земля) г) деревья; е) люди (одежда, которую носят люди) е) животные (изменения в жизни животных с изменением времени года); ж) птицы (сезонные изменения в жизни птиц) з) развлечения детей.

    Зимние развлечения.

    Игра «Найди лишний предмет»

    Развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, речь.

    Воспитывать познавательную активность к предметам для зимних развлечений.

    Упражнять в классификации предметов и выделении лишнего предмета, который не относится к определенной группе предметов.

    Уметь объяснить свой ​​выбор.

    МАТЕРИАЛ: предметные картинки с изображением предметов для зимних развлечений и в другие времена года.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, который не относится к группе предметов, изображенных на картинках. Дети показывают лишнюю картинку и объясняют, почему она «лишняя». Например: санки, коньки, сачок, ведро; лыжи, шлем, клюшка, мяч; клуба, клюшка, волан, велосипед...

    Игра «Назови лишнее слово»

    Развивать восприятие, внимание, воображение, память, речь.

    Воспитывать выдержку, заинтересованность.

    Уметь объяснить свой ​​выбор.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог называет слова и предлагает детям на слух определить «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: лыжи, санки, палки, мяч; сачок, ведро, коньки, клюшка; санки, клюшка, велосипед, лыжи; скакалка, палки, коньки, санки...

    Грамматический строй речи.

    Игра «Лыжные гонки».

    Развивать воображение, внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

    Воспитывать интерес, положительные эмоции.

    Упражнять в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.

    МАТЕРИАЛ: силуэтные изображения мальчиков, девочек, лыжи красного и голубого цветов, палки.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог предлагает детям разложить к силуэтам девочек красные лыжи с палками, а мальчикам - голубые. Ребенок называет, сколько мальчиков и сколько девочек спускаются с горки на лыжах. Например: три девочки, пятеро ребят, шестеро девочек, четверо ребят...

    Игра «Веселый спуск»

    ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, воображение, память, логическое мышление, речь. Воспитывать положительные эмоции. Упражнять детей в согласовании собирательных числительных с существительными в роде, числе и падеже.

    МАТЕРИАЛ: силуэтные изображения девочек, мальчиков, санки.

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог предлагает детям на санках разместить различное количество силуэтов детей. Сообщаем, что дети выстроились с салазками друг за другом на горке. Предлагаем ответить на предложенные вопросы.

    Например: Сколько детей сидит на вторых санях? (На вторых санях сидит две девочки.)

    Сколько детей катаются на четвертых санях? (на четвертых санях катаются четверо ребят.)

    Сколько детей сидит на первых санях? (На первых санях сидит две девочки и один мальчик.) ...

    Игра «Закончи предложения»

    Развивать воображение, внимание, логическое мышление, восприятие, память, речь.

    Воспитывать интерес к зимним развлечениям.

    Закрепить употребление сложноподчиненных предложений союзом «чтобы».

    МАТЕРИАЛ: иллюстрации по теме «Зимние развлечения».

    ХОД ИГРЫ.

    Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с зимними развлечениями детей. Дети отвечают на поставленные вопросы сложноподчиненным предложением используя союз «чтобы». Например:

    Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горы.)

    Для чего дети поливают горку водой? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.)

    Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы поиграть в хоккей.)

    Для чего девочка надела шубу? (Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло.) ...

    Наталья Филиппова
    Подборка словесных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Подборка словесных игр для детей старшего дошкольного возраста .

    «Назови скорей»

    Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) (уменьшение) .

    Правила игры. В начале игры договориться об условии : называть числа на один больше. Воспитатель бросает мяч кому – нибудь из детей и называет число . Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе.

    Играющие следят за ответами и помогают ведущему.

    Усложнение. Называть числа не по порядку. Детям, которые считают в больших пределах, можно называть числа больше 5.

    «Что, где?»

    Цель. Научить детей ориентироваться в пространстве (от себя) .

    Правила игры. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем мы играть.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Ведущий встает в цент круга и, бросая мяч кому–нибудь из детей , спрашивает : «Что справа от тебя» если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

    Вопросы могут быть такими :

    Кто слева от тебя?

    Кто перед тобой?

    Что над головой? И т. д.

    «Покажи столько же»

    Цель. Закрепить умение детей соотносить количество с цифрой.

    Правила игры. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточку с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определенное количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру и объясняют, почему именно эту цифру они показали.

    Игра повторяется со сменой игрушек.

    Варианты игры :

    Игрушки выставляет ребенок;

    Вместо цифр дети показывают карточку с кружками;

    Воспитатель предлагает показать число на один больше или меньше.

    «Не ошибись»

    Цель : закрепить умение детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение.)

    Правила игры. Дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч воспитателю.

    Усложнение. Дети образуют круг, воспитатель вместе с ними. Перебрасывая мяч друг другу, они называют числа по порядку. Например, ребенок говорит «один» – и бросает мяч кому-нибудь из детей . Другой, поймавший мяч, говорит «два» – и бросает мяч тому, кому захочет.

    «Кто больше назовет?»

    Цель. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Находить их в ближайшем окружении.

    Правила игры. Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют форму четырехугольника (квадратной формы) . За каждый правильный ответ команда получает фишку. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.

    Игра проводится в быстром темпе.

    Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение) .

    Усложнение. Тем детям, которые считают в пределах больших чисел, называют любое из них.

    «Кто больше запомнит?»

    Цель. Развивать внимание детей по запоминанию геометрических фигур.

    Правила игры. На фланелеграфе в произвольном порядке размещаются разные геометрические фигуры (6 шт.) . Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры. Предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на фланелеграфе.

    Усложнение. Назвать не только фигуры, но и их цвета.

    «Помоги зайчонку»

    Цель. Закрепить умение соотносить предмет с цифрой.

    Игровой материал. Группы овощей, карточки с цифрами.

    Правила игры. На фланелеграфе группы овощей. Воспитатель. К нам прибежал зайчонок, он хочет поиграть. Закройте глаза, а он в это время поставит цифры возле овощей. Открыв глаза, посмотрите и скажите, правильно ли он поставил цифры возле овощей.

    Дети закрывают глаза, воспитатель ставит возле групп овощей цифры, соответствующие количеству овощей.

    Открыв глаза, дети, пересчитав группы, не только подбирают цифры , но и объясняют, почему они сделали именно так.

    Линия усложнения. На фланелеграфе цифры. Дети подбирают к ним группы овощей , а зайчик проверяет.

    «Посчитай и ответь»

    Цель. Закрепить умение находить в окружающем пространстве однородные предметы, соотносить их количество с цифрой.

    Правила игры. Игра проводится стоя в кругу. У детей по семь фишек . Игроки по очереди спрашивают друг у друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Если ребенок ошибся, он отдает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек осталось у каждого, так выявляется победитель.

    «Отзовись»

    Цель. Закрепить умение по звуковому сигналу определять цифру, находить ее изображение на карточке с предметом.

    Игровой материал. Картинки с изображением животных и цифры.

    Правила игры. На столе лежат перевернутые картинки с изображение животных. Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку. Хлопает в ладоши определенное количество раз. Дети находят соответствующую цифру и показывают ее. Затем один ребенок подходит к столу, берет карточку с изображение животного из колоды и, например : мяукает три раза, квакает пять раз.

    Линия усложнения. Ребенок задумывает животного и после ударов бубна находит соответствующую цифру и голосом животного, которого он задумал, называет ее.

    «Зима - это хорошо или плохо?»

    Дидактическая задача : закреплять знания детей о временах года . Упражнять в определении основных примет зимы. Активизировать речь дошкольников

    Ход игры. Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных примет и ситуаций. Дети рассматривают ее и обсуждают, если возникают затруднения при ответе, воспитатель помогает им :

    Когда зима - это хорошо. Можно в снежки играть, снежную бабу лепить.

    Когда зима - это плохо. Очень холодно, не всегда можно пойти гулять.

    Когда зима - это хорошо. Зайчик поменяет серую шубку, на белую, его волк не заметит.

    Когда зима - это плохо. Зайчику нечего есть, очень холодно и он дрожит под кустом.

    Когда зима - это хорошо. Лес отдыхает и спит под белым покрывалом.

    Когда зима - это плохо. Лес стоит угрюмый, без листочков, не слышно птичьих песен.

    «Вода-это хорошо или плохо»

    Дидактическая задача : закреплять знания детей о явлениях не живой природе- воде и ее свойствах. Упражнять в определении положительных и отрицательных свойств воды. Активизировать речь дошкольников . Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

    Ход игры. Воспитатель выставляет на магнитной доске сюжетные картинки, а дети дают свои пояснения.

    Дождик землю поливает. Все начинает быстро расти : трава, цветы, деревья. Дождик это хорошо.

    Дождик идет, значит, гулять нельзя. Можно ноги промочить и заболеть. Дождик это плохо.

    Если дождик идет очень долго, на улице будет много воды, растения могут погибнуть. Много дождика это плохо.

    Если долго не идет дождик или дождик покапал и быстро кончился, то растения могут погибнуть. Нет дождя или если его мало – это плохо.

    Да — нет

    Дидактическая задача . Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

    Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет».

    Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.

    Ход игры.

    Вариант 1 . Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название:

    — Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

    Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет».— «На стене?» — «Нет».— «На потолке?»— «Да».— «Стеклянный? Похож на грушу?»— «Да».— «Лампочка?»—- «Да».

    Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

    — Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать.

    Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» — «На полу».— «Нужно было их называть?» — «Нет».— «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали»,— предлагает воспитатель. «Он квадратный?»— «Да»,— «В рамочке?»— «Да».— «На нем нарисованы цветы?» — «Да».— «Картина?» — «Да».

    Вариант 2. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты:

    — Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение.

    Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

    По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

    Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

    Игровые правила . Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.

    Игровые действия . Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

    Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож — не похож».

    Обращаясь к детям, он говорит:

    — Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. (Пауза.) У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.

    Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

    Примеры загадок, придуманных детьми.

    Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук.)

    Ира. Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк.)

    Сережа. Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо. (Трактор и грузовик.)

    Отвечай быстро

    Дидактическая задача . Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

    Игровые правила . Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

    Игровые действия . Бросание и ловля мяча.

    Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

    — Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

    «Зеленый»— говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист»,— отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,— отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

    Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например, начинающий говорит: «Деревянный»,— и бросает мяч. «Стол»,— отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный».— «Дом»,— отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной».— «Ложка». И т. д.

    В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

    При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

    Придумай предложение

    Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

    Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

    Игровое действие . Передача камешка.

    Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

    — Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему.

    Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

    Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

    Охотник

    Народная игра

    Дидактическая задача . Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

    Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

    Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

    Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. . .» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «. . .зайцем»; делает второй шаг: «. . .медведем»; делает третий шаг: «. . .волком»; четвертый шаг: «. . .лисицей»; пятый: «. . .барсуком. . .». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

    Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

    Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю. . . щуку, карася, окуня». И т. д.

    Кто больше назовет действий?

    Дидактическая задача . Учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать.

    Игровые правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

    Игровые действия . Бросание и ловля мяча.

    Ход игры . Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов профессия, действия. Затем говорит:

    — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.») Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи и др.».) Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

    Воспитатель говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной». — «Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет». И т. д.

    Воспитатель называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

    Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

    Скажи по-другому

    Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

    Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

    «Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

    «Красивый». — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

    «Мокрый». — «Сырой, влажный». И т. д.

    Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

    Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову море дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

    Все игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

    Подбери слово

    Дидактическая задача . Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

    Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущих играх.

    Ход игры . Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф».— «Завязывать?»— «Шнурки, веревочку, шарф, завязки»,— «Надвигать?»— «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку».— «Надеть?»— «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

    Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

    Не ошибись!

    Дидактическая задача . Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

    Игровые правила . Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.

    Игровое действие. Передача кубика.

    Ход игры . Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру:

    — Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?

    Дети вспоминают:

    — Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

    — Правильно, — говорит воспитатель.— Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад», или «делаю гимнастику», или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!

    Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

    Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», — и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

    Кузовок

    Дидактическая задача . Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

    Игровые правила . В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

    Игровые действия . Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет; кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

    Ход игры. Играющие усаживаются за стол. Воспитатель ставит на стол корзинку (коробку, ящик), затем спрашивает:

    — Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок?

    — Не знаем.

    — В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. (В начале игры педагог объясняет, что класть предмет не надо, достаточно назвать его и сделать при этом соответствующее движение.) Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, воротничок, комок, колобок, крючок. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаст своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаст кузовок дальше. Запомнили условие? Начнем играть!

    Первый взял кузовок и сказал:

    — Кладу в кузовок цветок.

    Второй сказал:

    — А я — грибок.

    Третий сказал:

    — А я — молоток.

    Четвертый сказал:

    — А я — спичек коробок.

    — Шел, шел кузовок, и вдруг положили в него яблоко,— продолжает игру воспитатель.

    Услышав это, дети говорят:

    — Не клади яблоко в наш кузовок.

    — Почему?

    — Да потому, что яблоко не оканчивается на -ок,— отвечают дети.

    Кто обмолвился, отдает фант. Кузовок вновь передают из рук в руки. Игра заканчивается разыгрыванием фантов.

    Продолжая игру, можно называть слова и с другим окончанием (например, на -ка, -ек), но условие остается то же: не ошибаться и не «класть» в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания.

    Только на эту букву

    Дидактическая задача. Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

    Игровые правила. Называть слова только на ту букву, которую выбрал ребенок. Кто ошибется и скажет слово не на задуманную букву, платит фант, затем отыгрывает его в конце игры.

    Игровые действия. При правильном ответе делать один хлопок в ладоши, при неправильном — поднять фант.

    Ход игры . Воспитатель объясняет детям правила игры, обращая их внимание на то, что в игре надо быть очень внимательным. Каждый должен выбрать себе какую-нибудь букву, на вопрос ведущего находить и называть слово, которое начинается на выбранную букву. Например, Вася выбрал букву А. Водящий спрашивает его:

    — Как тебя зовут? Что должен ответить Вася? Он должен назвать любое имя, которое начинается. . . На какую букву?

    — А! — отвечают хором дети: Алеша, Андрей!

    Убедившись, что правила игры детьми усвоены и каждый

    выбрал себе букву, воспитатель продолжает игру, спрашивает ребенка:

    — Какая твоя буква?

    На все следующие вопросы этот ребенок должен отвечать словами с буквой А, быстро, не раздумывая.

    Воспитатель спрашивает:

    — Как тебя зовут?

    — Андрей.

    — Как твоя фамилия?

    — Азбукин.

    — Откуда ты приехал?

    — Из Астрахани.

    — Куда ты едешь?

    — В Астрахань.

    — На чем ты поедешь?

    — На автобусе.

    — Что там растет?

    — Арбузы.

    — А еще что?

    — Абрикосы.

    — Какие птицы водятся?

    — А какие звери?

    — Архары.

    — Кто тебя встретит дома?

    — Какой подарок ты ему привезешь?

    — Альбом.

    Затем воспитатель обращается к другому ребенку (букве) и задает ему подобные вопросы.

    Бывает так, что кто-то из участников игры на вопрос «Как тебя зовут?» назовет свое имя или ошибется в названии города, куда должен поехать, дерева, цветка, птицы, все играющие поднимают фанты. Если один и тот же участник игры ошибется и во второй раз, его просят что-нибудь сделать: поскакать на одной ножке вокруг стола, залезть под стол и три раза прокричать «кукареку» и т. п.

    Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы ведущего.

    Кто больше заметит небылиц?

    Дидактическая задача. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

    Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

    Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл.)

    Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры:

    — Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

    Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

    ПУТАНИЦА

    Замяукали котята:

    «Надоело нам мяукать!

    Мы хотим, как поросята,

    Хрюкать!»

    А за ними и утята:

    «Не желаем больше крякать!

    Мы хотим, как лягушата,

    Квакать!»

    Свинки замяукали:

    «Мяу, мяу!»

    Кошечки захрюкали:

    «Хрю, хрю, хрю!»

    Уточки заквакали:

    «Ква, ква, ква!»

    Курочки закрякали:

    «Кря, кря, кря!»

    Воробышек прискакал

    И коровой замычал:

    Прибежал медведь

    И давай реветь:

    «Ку-ка-ре-ку!»

    Только заинька

    Был паинька:

    Не мяукал

    И не хрюкал —

    Под капустою лежал,

    По-заячьи лопотал

    И зверюшек неразумных

    Уговаривал:

    «Кому велено чирикать —

    Не мурлыкайте!

    Кому велено мурлыкать —

    Не чирикайте!

    Не бывать вороне коровою,

    Не летать лягушатам под облаком!»

    К. Чуковский.

    После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

    Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

    Примечание. В игре можно использовать и другие небылицы, например:

    Рады, рады, рады

    Светлые березы,

    И на них от радости

    Вырастают розы.

    Рады, рады, рады

    Темные осины,

    И на них от радости

    Растут апельсины.

    То не дождь пошел из

    И не град,

    То посыпался из облака

    Виноград.

    И вороны над полями

    Вдруг запели соловьями.

    И ручьи из-под земли

    Сладким медом потекли.

    Куры стали павами,

    Лысые — кудрявыми.

    Даже мельница — и та

    Заплясала у моста.

    Так бегите же за мною

    На зеленые луга,

    Где над синею рекою облака

    Встала радуга-дуга.

    Мы на радугу вска-ра-б- каемся,

    Поиграем в облаках

    И оттуда вниз по радуге

    На салазках, на коньках!

    К. Чуковский.

    У нас в переулке есть дом с чудесами, —

    Сходите, взгляните — увидите сами:

    Под белою шторкой на первом окошке

    Лежат и на солнышке греются кошки.

    В соседнем окошке, на радость ребятам,

    Пять рыбок серебряных плавают рядом.

    А в этом окошке — поют канарейки.

    А в этом — вьюнки зеленеют на рейке.

    А в этом окошке собака большая

    Спокойно лежит, никому не мешая.

    Вот девочка с куклой сидит на окошке,

    А рядом играет старик на гармошке.

    Здесь мальчик читает веселые книжки.

    Здесь бабушка вяжет носки для мальчишки.

    Но знает Володя какое-то слово,

    Он шепотом скажет его — и готово!

    Собака садится играть на гармошке,

    Ныряют в аквариум рыжие кошки,

    Носки начинают вязать канарейки,

    Цветы малышей поливают из лейки,

    Старик на окошке лежит, загорает,

    А внучкина бабушка в куклы играет,

    А рыбы читают веселые книжки,

    Отняв потихоньку их у мальчишки.

    Теперь во дворе мы не знаем покоя.

    Какое же слово? Какое? Какое?. .

    3. Александрова.

    Пан и сказочник

    Белорусская народная сказка

    (Отрывок)

    Присел Янка на корточки перед тарелкой и начал рассказывать:

    — И чего, панок, на свете не бывает! Вот такой случай со мной вышел однажды.

    Было это в то время, когда мой отец еще и на свет не родился. Жил я с дедом. Делать дома нечего, вот дед и отдал меня к одному хозяину пчел пасти. А было у того хозяина целых пятьдесят колод (ульев) пчел. Надо каждый день поутру пересчитать их и на пастбище гнать. А вечером пригнать, опять пересчитать, подоить да в ульи загнать. И хозяин мне твердо сказал: «Ежели ты хоть одну пчелу потеряешь, то не заплачу тебе за целый год».

    … Однажды пригнал я пчел с пастбища, пересчитал: нету одной пчелы. . . Я бегом назад — пчелу искать. А уже вечереть начало. Я туда, я сюда — нету пчелы. Вдруг слышу — где-то пчела ревет. Смотрю — за рекой семь волков напали на мою пчелу. А она, бедняжка, от них изо всех сил отбивается, не сдается. Бросился я на помощь пчеле. Прибежал к реке — нет переправы. Что делать? А тут вот-вот волки пчелу разорвут. Я, долго не раздумывая, схватил себя за чуб, раскачал —- и гопля через реку! Но до другого берега не долетел — упал посреди реки и, как камень, пошел ко дну. Опамятовался кое-как и начал искать дорогу, чтобы наверх выбраться. А тут, как назло, на дне реки кто-то костер развел да такого дыму напустил, что прямо глаза ест, даже рыба носом сопит и дороги из-за дыма не видать. Иду это я ощупью, глядь — медведь стоит. ... Добрался я до хвоста и за него ухватился.

    Испугался медведь, да как рванется наверх — ну и вытащил меня. Сам бросился с перепугу в лес, а я на берегу остался, да не на том, что надо.

    Тут схватил я себя за чуб, раскачал еще посильней, чем первый раз, — прыг на другой берег!

    … Перескочил я на другой берег, да с разбегу так грохнулся оземь, что по самый пояс увяз. Я и туда и сюда — не выбраться. Без лопаты, думаю, ничего не поделаешь. Побежал домой, схватил лопату — и назад. Откопал себя и бегу на помощь пчеле.


    © 2024
    arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки