25.11.2023

Игры для детей с музыкальной тематикой. Музыкальные игры для детей в детском саду и дома


Наталья Пригоннова
Музыкальные развивающие игры для детей дошкольного возраста

Музыкальные развивающие игры

Назначение музыкальных игр

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях , где дети слушают музыку , поют, выполняют различные виды музыкально -ритмических движений. Умение самостоятельно действовать, в выполняя музыкальные задания , позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал , способствует развитию контроля за собственным исполнением.

Педагогические исследования проведенные в этой области доказывают, что эффективному музыкально -сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкальные игры .

Музыкальные игры всегда содержат развития действия , в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков , а именно6 их высоту, силу, длительность, тембр.

Регулярно проводимые с детьми музыкальные игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха , вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение , а вслушиваться в него, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические игры и упражнения , особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Младший дошкольный возраст

Д/и «Три цветка» (I вариант)

Цель : Учить определять характер музыки

Материал : три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки :

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная) ;

Грустная, жалобная;

Веселая, радостная, плясовая, задорная.

Три маленьких цветка, отражающие характер музыки .

Ход игры

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки , и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки .

Д/и «Три медведя» (I вариант)

Цель : развивать у детей чувство ритма .

Материал : Плоские фигурки медведей из картона (на деревянной подставке, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Ход игры

Музыкальный руководитель : Вы помните, ребята, сказку «Три медведя» ? (Дети отвечают)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают) . Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Давайте походим как Большой мишка. (Дети ходят под музыку ) . Аналогично игра проводится с другими фигурками.

Д/и «Сладкий колпачок» (I вариант)

Цель : закрепление пройденного материала.

Материал : колпачки разных цветов с предметами (платочек, погремушка, ленточка, цветочек) . Колпачек с конфетами.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла) . Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети танцуют с предметом который нашли. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находится не только в поле зрения детей , но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников

Д/и «Музыкальное окошко » (I вариант)

Цель игры : развивать звуковысотный слух , слуховой внимание.

Материал : домик, фигурки животных.

Ход игры:

На окне сидела кошка и мяукала немножко

А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки

Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?

Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания (мяу, гав и т. д.) озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж.

Д/и «Глашенька учит танцевать»

Цель : Развивать чувство ритма

Материал : Большая кукла на подставке.

Ход игры

Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»

Музыкальный руководитель : Сегодня ребята к нам в гости пришла удивительная куколка Глашенька. Ох и плясать-то она мастерица. Сама умеет и вас научит. Как она похлопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, можно взять в руки бубен, ложки.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель : развивать звуковысотный слух , закреплять программный материал.

Материал : Небольшой красивый мешочек. В нем игрушки : мишка, заяц, птичка, кошка и петушок.

Ход игры

Участвует вся группа.

Музыкальный руководитель : Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались. Может быть здесь (показывает мешочек? Сейчас мы послушаем музыку и узнаем кто там .

Звучит мелодии знакомых детям произведений : «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, «Зайчик» Старокадамсктого. Дети узнают мелодию, педагог достает из мешочка соответствующую игрушку.

Д/и «Веселые подружки» (I вариант)

Цель : развивать чувство ритма .

Материал : плоские фигурки из картона (5шт, разрисованные в русском стиле.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц» .

Музыкальный руководитель : Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки : Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой, в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного) . Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Д/и «Веселые гудки» (I вариант)

Цель : развивать чувство ритма .

Материал : рисунки паровоза и парохода.

Ход игры

Музыкальный руководитель : Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.) . Давайте его тоже по приветствуем.

Дети отхлопывают ритм ладошками .

Аналогично игра проводится и с паровозом.

Д/и «Нам игрушки принесли» (мл)

Цель : развивать тембровый слух .

Материал : Музыкальные игрушки : колокольчик, музыкальный молоточек , свистулька или дудочка, кошка (мягкая игрушка) .

Ход игры

Музыкальный руководитель берет красиво украшенную коробку, достает от туда кошку и поет «Серенькая кошечка2 В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки , которые кошечка даст детям если они узнают их по звучанию.

Музыкальный руководитель за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках . Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает молоточком, на дудочке играет сам педагог.) затем кошка передает игрушку другому ребенку.

П/и «Солнышко и тучка»

Цель : Учить определять характер музыки .

Материал : Зонтик

Ход игры

Дети бегают, прыгают по залу под веселую музыку . Когда музыка меняется на грустную, воспитатель открывает зонтик и дети прячутся под ним. После опять звучит веселая музыка и дети опять бегают по залу. Так повторяется несколько раз.

П/и «Бабочки»

Цель : развивать пространственную ориентацию.

Материал : крупные рисунки цветов красного, желтого, синего и белого цвета

Ход игры

На полу разложены рисунки цветов.

Педагог (поет) : Бабочки летали у лесной полянки

Крылышки устали, нет ли где тут лавки

(Дети бегают под музыку , машут руками, изображая бабочек)

Отдохнуть бы нам чуток, сядем лучше на цветок

Мы же крошки бабочки, нам не нужно лавочки

Дети останавливаются

Педагог (говорит с вопросительной интонацией) :

Где любимый наш цветок,

Красный цветик огонек?

Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется

Где любимый наш цветок,

Желтый сладенький медок?

Где любимый наш цветок,

Синий яркий лепесток?

Где любимый наш цветок,

Белый, длинный лепесток?

П/и «Разбуди мишку»

Цель : Развивать чувство ритма

Материал : Игрушечный мишка, стул.

Ход игры

Игрушка-мишка сидит на стуле у одной стены зала – «спит в берлоге» ,

дети стоят на против у другой стены зала.

Педагог (поет) : Тихо-тихо вы идите, Мишеньку не разбудите

Дети идут на носочках

А к берлоге подойдем, топать ножками начнем

Раз, два, три, раз, два, три!

Дети топают под счет

Дети : Мишка. Мишка, выходи!

Педагог берет Мишку, рычит,

дети убегают к противоположной стене зала,

прячутся от мишки.

П/и «Игра с мячом»

Цель : развивать чувство ритма

Материал : резиновый мячик

Ход игры

Педагог : К деткам мячик прискакал, он удал, хотя и мал

Он зовет ребят играть, с ним, как мячики скакать

Педагог ударяет мячиком об пол, показывает как мяч скачет,

дети прыгают на двух ногах под веселую музыку в такт отбиванию мячика.

Мячик маленький устал, он давно уже не спал

Помашите малышу, мячик спать я уложу.

Педагог укладывает мячик в коробку,

накрывает платком, дети прощаются

Музыкальные подвижные театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста


Холодная Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 191»

Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию авторские музыкальные театрализованные игры для дошкольников. Возраст 5-7 лет. Использование музыкальных игр с озвучкой позволяет максимально сократить процесс разучивания - до одного занятия, и сделать возможным применять игру в группе или на прогулке при наличии МП3 плеера.
Оборудование: Атрибуты к играм, шапочки-ободки.
Подготовительный этап: прослушивание игры, краткое объяснение.

1.Игра "Дирижер" (замри)
Автор И. Холодная
Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего.
Атрибуты: дирижерская палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать
Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать.
На него мы поглядим и движенья повторим
1-2-3 – замри!»
Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами.
На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.

2. Игра "Принцессы и драконы"
Автор И. Холодная
Задачи: Развивать выразительность музыкально-игровых образов. Согласовывать движения с характером музыкального фрагмента.
Атрибуты: Ленточки
Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Драконы большими шагами шагают
Огромные крылья свои распускают
Принцессы драконов совсем не боятся
Заставят Драконов себе подчиняться!
Принцесса ленточкой взмахнет –
Дракон, как каменный, замрет!»
Девочки – Принцессы с ленточками в руках стоят в четырех углах зала.
Мальчики – Драконы шагают высоким шагом, машут руками.
До какого Дракона принцесса ленточкой дотронется, тот замирает.
Далее Принцессы считают пойманных драконов.

3. Игра Колпачок и палочка
Автор И. Холодная
Задачи: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Атрибуты: Колпачок, палочка.
Ход игры:

"На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом
Будет палочка стучать, а ладошки повторять
И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!"
Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!»
Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.
Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.

4.Летчики, на аэродром!
Авторская компиляция игры М. Раухвергера.
Задачи: учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; развивать знания о странах и континентах, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

5. Игра "Маленькая Фея"
Автор И. Холодная
Задачи: Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения.
Атрибуты: Цветок, шапочка Феи
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
«Маленькая Фея кружится, танцует!
Веточкой чудесной волшебство рисует!
Кому на плечо цветок упадет,
Тот с Феей в кружок танцевать пойдет!
Что же, Феечка, давай!
Ребятишек выбирай!»
Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.

Традиционный русский способ веселиться: спеть хором под гармошку (или без нее) любимые песни - все еще популярен, особенно среди старшего поколения, но добавляются и новые музыкальные развлечения, игры и конкурсы, которые вносят в развлекательные программы праздников разнообразие, теплоту и задор.

Самые любимые музыкальные развлечения на празднике это: караоке, различные песни- переделки, музыкальные викторины, песенные перепевки с заданиями или исполнение текста известной песни в другом стиле: рэп , народный, мюзикл и т.п. Если собирается музыкальная компания, то весь сценарий можно задумать, как шоу, пусть гости весь вечер демонстрируют свои таланты - например, "Стань звездой" (посмотреть можно ).

Музыкальные игры и конкурсы из нашей подборки очень разнообразны: абсолютно новые и давно любимые, лирические и веселые, застольные и игровые.

1. Музыкальная игра "Шумовые оформители".

(для скачивания - кликните файл)

6. Музыкальная разминка.

Вспомните конкурс «Разминка» КВН, и устройте на празднике такую же импровизацию, только не из шуток, а из песен. Команды должны обмениваться вопросами и ответами из песен, т.е. одна команда вспоминает вопросительную строчку из песен, другая утвердительную, подходящую по смыслу. Затем меняются ролями. Например, вопрос: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?», ответ: «Напилася я пьяна, не дойду я до дому!». Или: «Где же ты, Маруся, с кем же ты гуляешь?» - «…я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке».

Играть можно до тех пор, пока не иссякнет фантазия.

7. Музыкальные комплименты.

В программу любого праздника, а, особенно, корпоративного, можно включить музыкальный обмен комплиментами между мужской и женской половиной зала. Сделать это очень просто: женская команда вспоминает лестные строчки из песен о мужчинах, а мужчины наоборот, поют отрывки из песен, которые можно расценить как комплименты дамам. И по очереди начинают обмениваться этими музыкальными комплиментами.

В качестве примера похвалы кавалерам ведущий может продекламировать такие строки из песенки А. Свиридовой:

«Как хорошо! Можно доверять мужчине!

Как хорошо! И не думать ни о чем!»

Как песенный реверанс в сторону прекрасных дам - куплет из хита Ю. Антонова:

«Внимание, мужчины! Для смеха нет причины!

Сегодня в каждом деле нам женщины под стать,

А мы по доброй воле чужие учим роли,

Побеждает та команда, которая в течение десяти минут назовет больше музыкальных комплиментов, хотя подсчет можно и не вести, пусть победит дружба.

Этот поток песенных комплиментов можно направить и в одну сторону, например, на женский праздник 8 Марта, устроить музыкальное поздравление - попурри, которое будет состоять из отрывков песен-комплиментов.

8. Песенная энциклопедия.

Для этой песенной перепевки можно разделить зал на несколько команд (в зависимости от количества гостей) и заранее приготовить карточки с предполагаемыми темами песен: животные, птицы, растения, путешествия, любовь и так далее. Каждой команде вытягивает по три - пять карточек. На раздумья дается пять - семь минут.

Затем методом жеребьевки тем каждая команда представляет свои музыкальные иллюстрации, например, тема «Камни»: «Подари мне лунный камень», «У него гранитный камушек в груди», «Все я сумею, все смогу - сердце мое не камень». Допускается пение как одной строки из песни, так и целого куплета или припева. Главное, чтобы соответствовало смыслу задания.

За каждый в тему данный ответ - очко. Победителей определяют по сумме заработанных баллов.

9. "Оркестр виртуальных инструментов".

Из гостей (10 - 15 человек) создаем Оркестр виртуальных инструментов - каждый вытягивает карточку с написанным инструментом, у всех, естественно, разные. Игру на инструментах участники должны изображать очень выразительно, чтобы было понятно, кто - на чем музицирует.

Затем ведущий объясняет, что будет дирижером, но играющим, еще и на барабане. Однако ведущий-дирижер все время будет «переключаться» на любой другой инструмент, и тот игрок, чей инструмент в данный момент изображает ведущий, должен моментально прекратить свои движения.

Таким способом из игры виртуального оркестра постепенно выбывают те «музыканты», кто «проворонил» новое движение ведущего. Побеждает самый внимательный игрок.

10. Музыкальная азбука.

Хитрый мышонок

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.

Необходимое оборудование : любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый.

Ход игры . Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»:

Тара-бара, растобара,

Сидит кот у самовара,

А мышонок — под столом.

Вада — ты, из круга — вон!

Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:

Тише, тише, тишина...

Укачали мы кота.

Котик сладко спит

И на мышек не глядит.

Стоит только зашуметь,

Кот наш мышек может съесть!..

Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться.

С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».

Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание «Самый хитрый мышонок».

Мы играем в паровоз

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры : развитие музыкального слуха, координации движений, умения соотносить свои движения с изменением темпа музыки. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.

Необходимое оборудование : музыкальный инструмент или магнитофон с записью несложной музыкальной композиции.

Ход игры . Дети становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — машинист «паровоза», остальные дети — вагончики, они «прицепляются» к машинисту, произнося нараспев считалочку:

Что за чудо-паровоз?

Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу...

Машинист, давай сигнал!

Отправлений час настал...

С началом музыки «машинист» дает «гудок». «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: cm идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.

Задача каждого участника — не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.

В конце игры дети исполняют песенку «Паровоз», слова О. Высотской, музыка 3. Компанейца.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы да мартышки.

Примечание: в игре принимают участие не менее 5—7 детей. Основная задача, стоящая пред игроками, — действовать слаженно и четко, всем коллективом. В игре также могут участвовать команды из 3—5 человек. В этом случае игра становится соревнованием. Победителем будет считаться самый дружный «паровозик», при своем передвижении не потерявший ни одного «вагончика».

Музыканты

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения.

Необходимое оборудование : для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.

Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

Кто из вас король?

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры : игра направлена на развитие реакции и координации движений.

Необходимое оборудование : стул — «трон»; корона, сделанная из фольги.

Ход игры. Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.

Примечание. Иногда случается так, что силы и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) — не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку). Самый сообразительный (или музыкально одаренный) из игроков «коронуется» на «царствование».

Играем в превращения

Возраст: 3 — 7 лет.

Цель игры: развитие воображения.

Необходимое оборудование: музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина.

Ход игры. Воспитатель задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки. Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают» и т. п. Задача игроков: войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.

Примечание . Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова:

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем мы с тобой играть

В мяч веселый, озорной,

Покатились же, не стой!

Слышишь, музыка звучит?

Мяч на месте не стоит!

Скачем резво: прыг да скок...

Притомился ты, дружок?

Что ж, немного отдохнем

И... опять играть начнем.

Данная игра также может с успехом использоваться на школьной переменке или в детском саду — для чересчур возбужденных или, напротив, излишне апатичных ребят. При помощи музыки и движений легко снять у детей психологическое и мышечное напряжение.

Отыщи игрушку

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.

Необходимое оборудование : любая небольшая игрушка, музыкальная запись.

Ход игры . Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.

Примечание . В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),

Музыкальная цепочка

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры : развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.

Необходимое оборудование : музыкальная запись, мяч.

Ход игры . Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.

Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.

Угадай-ка, кто поет?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры : развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование : карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры. У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.

Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.

Кто что услышал

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.

Необходимое оборудование : никакого дополнительного оборудования не требуется.

Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.

Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).

Танец-импровизация

Возраст : 4 — 8 лет.

Цель игры: развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Необходимое оборудование: запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание . Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

Раз словечко, два словечко — будет песенка

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры : развитие творческих способностей и задатков у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование : запись веселой музыки.

Ход игры . К ребятам за помощью обращается сказочный персонаж, например Баба Яга. Она приглашена на именины к своей закадычной подруге Кикиморе. Решила в подарок спеть ей свои знаменитые припевки, да вот беда — бабуля неграмотная, да и памяти никакой. Песню-то сочинила, а потом половину слов забыла. Яга просит ребят помочь ей вспомнить забытые рифмы. Она начинает напевать:

Елочки-сосеночки,

Колючие... (иголочки).

Без метлы я как без рук,

Без моей... (метелочки).

Без метлы мне не летать,

Следы нечем.... (заметать).

Горе, горе у Яги,

Коли нет у ней... (метлы)!

Эх, Баба-Яга,

Костяная... (нога)!

Я живу уж сколько лет,

Натворила столько... (бед)!

Пойду плясать,

Ноги некуда... (девать).

Сейчас метлу свою возьму

Да как «барыню» ... (спляшу)!

Примечание. После того как ребята помогут Бабе Яге вспомнить забытые слова, она их сердечно благодарит и исполняет всю песню целиком, сопровождая ее движениями. Количество игроков не ограничено, как говорится, чем больше, тем лучше.

Что умеем, мы покажем

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры : игра направлена на развитие навыков коллективного творчества.

Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры . Воспитатель, он же и ведущий импровизированного концерта, говорит о том, что на музыкальных занятиях дети учились правильно и красиво петь и двигаться. Теперь настало время продемонстрировать свои знания и умения. В импровизированном концерте ребята исполняют известные им песни, частушки, пляски и танцы. Задача игроков: поразить зрителей своим профессионализмом и артистизмом. Дети выступают в роли как самодеятельных артистов, так и зрителей.

Воспитатель в роли ведущего объявляет первый номер, называя фамилию и полное имя маленького артиста. После каждого выступления, как и полагается, звучат зрительские аплодисменты.

Например, одним из концертных номеров может стать выступление девочек-матрешек, которые исполнят для ребят свои веселые частушки.

Воспитатель.

Вот веселые матрешки,

Обожают петь, плясать.

Пригласили их ребята

На свой праздник выступать.

Матрешки (хором).

Мы платочками взмахнем,

Дружно топнем каблучком.

Эх, раз! Еще раз!

Начинаем перепляс!

Импровизированный танец Матрешек. Когда танец заканчивается, все Матрешки, кроме последней, самой младшей, уходят и садятся на свои места.

Младшая матрешка.

А я — младшая сестрица,

Петь частушки мастерица.

Я со сцены не уйду,

Пока частушку не спою.

Как немного подрасту,

Сразу в школу я пойду.

Буду петь, плясать,

Дискотеки посещать.

Моя мама дорогая,

Не волнуйся за меня.

Я — девчонка боевая,

Вся, мамулечка, в тебя!

Перед вами пройдусь

Да три раза поклонюсь

(Кланяется на три стороны).

Я б еще повыступала,

Да вот что-то вдруг устала.

Как немного отдохну,

Песни петь опять начну!

Эх, раз! Еще раз!

Я на сцене целый час!

Спасибо за внимание,

До скорого свидания!

Малышка вприпрыжку убегает. На проигрыш все Матрешки выходят на поклон.

Композиторы

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры : игра рассчитана на совместное музыкальное творчество детей и взрослых.

Необходимое оборудование: «живое» музыкальное сопровождение.

Ход игры . В игре принимают участие взрослый, владеющий любым музыкальным инструментом, и несколько детей. Перед игрой необходимо объяснить ребятам, кто такой композитор, после чего детям предлагается попробовать свои силы в сочинении мелодии. Перед игроками ставится задача: совместными усилиями сочинить мелодию к новогодней песенке. В этой игре побеждают совместное творчество и дружба.

После объяснения правил игры воспитатель (музыкальный руководитель) знакомит детей со словами песенки:

Я песенку веселую спою для вас, друзья!

И попрошу мне подпевать,

При этом можно танцевать —

Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла-ла!

При этом танцевать!

Слова у этой песенки

Понятны и просты.

Запомним их и повторим:

«Тирлим-тирлим, тирлим-тирлим!» —

Запомним, повторим.

Мы песенку задорную

Поем на все лады:

«Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим!

Ла-ла-ла! Тирлим!» —

С начала повторим.

Потом возьмемся за руки и встанем в хоровод,

И с песенкой веселой той

Мы встретим Новый год!

Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим-тирлим!

Ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Встретим Новый год!

Примечание . После того как мотив придуман, взрослый подбирает аккомпанемент и дети исполняют всю песню — с начала и до конца с движением. После ее исполнения сами себе аплодируют. Данную песенку можно исполнить на новогоднем празднике, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.

Музыкальный театр

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры : пробудить у детей устойчивый интерес к музыкальному творчеству.

Необходимое оборудование: запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи».

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Задача игроков: попытаться пантомимой передать содержание и настроение музыки. Ребенок, в ходе игры проявивший себя наиболее ярко и эмоционально, получает звание народного артиста.

Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.

Заклинание ведьмы

Не пыли, дорожка,

Не шуми, трава.

Замолчите, птицы,

Не греми, гроза!

Вы не дуйте, ветры,

Солнце, не свети.

Живность вся земная,

Ты на миг замри!

Час для заклинаний

Наконец настал!

Приготовлю зелье,

Колдовской отвар...

Забурлит и вспенится

Варево мое.

На людей обрушится

Все мирское зло!

Примечание. При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.

Игралки-повторялки

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры : игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры . В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

Положительное влияние музыки на детей неоспоримо. Дети обладают ярко выраженной чувствительностью, поэтому способны эффективнее воспринимать музыку, нежели взрослые люди. Они более открыты и эмоциональны, за счет этого могут уловить все мельчайшие подробности музыкальных произведений. Музыкальные игры для детей могут стать тем самым мостиком в богатый мир мелодий.

Откуда музыка взялась

Музыка сопровождает человечество практически с момента зарождения. Есть мнение, что изначально первобытные люди «пробовали голос», подражая крикам животных, птиц, и различным звукам природы. А первые ритмы появились при выполнении монотонной работы, например, во время долгого трения кусков дерева для добычи огня, выделки шкур. Музыка сопровождала человека с момента рождения до последнего вздоха.

Исследования музыки вообще и отдельных ее категорий ведется давно и непрерывно. В настоящее время однозначно доказано, что дети должны знакомиться с музыкальными произведениями как можно раньше, в идеале – с рождения. Классическая музыка признается лучшей не только для детей, но и для человека вообще. И хотя люди, мало знакомые с музыкальной классикой, сознательно часто отрицают ее положительное влияние, исследования подсознания все-таки утверждают обратное.

Идеальной для детей в течение многих десятков лет считается музыка Моцарта. Русские и советские композиторы также значительно обогатили копилку детского мирового музыкального наследия. А если вспомнить значительное количество детских песен, становится очевидно: родителям и педагогам предоставлен богатейший материал для музыкального развития детей.

Поскольку очень трудно представить себе ребенка, просто так чинно сидящего перед проигрывающим устройством, придуманы многочисленные интересные и веселые музыкальные игры для детей.

Роль музыки в развитии младенца

Прослушивание классических музыкальных произведений часто рекомендуют беременным женщинам, так как это положительно сказывается на развитии мозга младенца.

В первые месяцы после рождения следует включать малышу ту музыку, которую он слушал, находясь в утробе. Это напомнит ему о комфорте и чувстве защищенности; поможет ему успокоиться во время плача.

В первые полгода жизни малыша упор необходимо делать на классическую музыку и прослушивание звуков природы (пение и щебет птиц, журчание воды, шелест листвы и прочее).

В шесть месяцев необходимо постепенно разбавлять музыкальный ассортимент веселыми детскими песнями.

Примерно с восьми или десяти месяцев стоит практиковать совместные танцы мамы и малыша. Танцевальные движения вызовут массу положительных эмоций, будут способствовать тренировке двигательных функций и выработке чувства ритма.

Музыкальные игры для дошкольников

Музыкальные детские игры направлены, в первую очередь, на общее развитие ребенка, а также на развитие музыкального слуха и чувства ритма. Эффективнее познание музыки происходит в детском коллективе. Музыкальные игры в детском саду – неотъемлемая часть воспитательной и образовательной работы.

Для детей самых младших групп музыкальные игры в саду выполняют ознакомительную функцию. В возрасте двух-трех лет игры на музыкальных занятиях носят преимущественно подвижный характер практически без какой-либо теории.

Основные цели игровых музыкальных занятий с малышами:

  1. Научить различать и сравнивать различные по высоте и тембру звуки.
  2. Познакомить с простейшими музыкальными инструментами.
  3. Дать понятия об основных характеристиках музыкальных отрывков или произведений: грустные и веселые, громкие и тихие, быстрые и медленные.
  4. Сформировать умение двигаться в такт музыке.
  5. Привить начальные навыки индивидуального и совместного пения под музыку.
  6. Обучить наиболее легким в исполнении танцевальным движениям.

Специальные музыкально дидактические игры для дошкольников в большинстве своем разработаны для детей старшей и подготовительной группы.

Музыкально дидактические игры в детском саду имеют следующие цели:

  1. Углубление и закрепление всех знаний, полученных на начальном этапе музыкальных занятий.
  2. Практическое знакомство с детскими музыкальными инструментами.
  3. Изучение различных «взрослых» музыкальных инструментов.
  4. Формирование таких понятий как "музыкальный ансамбль" и "оркестр".

Кроме специфических музыкальных целей, музыкальные игры в ДОУ с дошкольниками старшего возраста призваны привить усидчивость, а также улучшить память и обострить внимание детей.

Музыкально-дидактические игры могут быть раздельными для девочек и мальчиков. Например, музыкальные игры для девочек подразумевают использование кукол: звучит быстрая музыка – куклы «танцуют», а при звуках колыбельных кукол нужно укачивать. Мальчики могут быть «роботами», которые при быстрой музыке двигаются, а при медленной – «выключаются». Это простейшие детские игры под музыку для знакомства с понятием темпа.

Музыкальные инструменты для детей

Игра на детских музыкальных инструментах – обязательная часть детского развития.

Основными музыкальными инструментами для детей младшего возраста считаются следующие:

  • металлофон;
  • колокольчики;
  • треугольник;
  • барабан;
  • бубен;
  • ложки.

На всех указанных инструментах дети могут играть самостоятельно. Детки, обладающие музыкальным слухом и чувством ритма, способны составить сыгранную группу и затем демонстрировать свои умения на праздниках и утренниках в дошкольных учреждениях.

Игры с использованием музыкальных инструментов позволяют в раннем возрасте выявить детей, имеющих особую склонность к занятиям музыкой, обладающих музыкальным слухом. Родителям таких детей рекомендуется по возможности развивать способности ребенка далее: например, определить дочку или сына на обучение в музыкальную школу.

Праздничные музыкальные мероприятия

В дошкольных детских учреждениях огромное значение имеют утренники и прочие праздничные мероприятия. Подготовка к праздникам организует детские коллективы, прививает начальные понятия о совместной работе. Успешные выступления доставляют детям немалое удовольствие. Присутствующие на праздниках родители наглядно могут оценить работу музыкальных и прочих педагогов ДОУ, а также успехи своих деток.

Игры для детей под музыку на праздниках и утренниках имеют несколько иные цели и характер, чем игры на музыкальных занятиях. Во втором случае это процесс, а в первом – демонстрация результата. Детские музыкальные праздники играют также важную психологическую роль: позволяют выявить детей, испытывающих страх и дискомфорт при выступлениях перед публикой или во время нахождения среди большого количества людей.

За исключением выпускного мероприятия для будущих первоклассников, совершенно особое место среди детских праздников занимает Новый год. Музыкальные новогодние игры для детей наполнены не просто звучанием, они несут в себе ощущение сказки, таинства и волшебства.

Новогодние музыкальные игры для детей можно условно разделить на две группы:

  • К первой группе будут относиться все стандартные игры под музыку, не имеющие специальной новогодней тематики; оттенок праздника подчеркнут Дед Мороз, Снегурочка или Снеговик в качестве ведущих и/или участников. Прекрасный новогодний эффект дает также украшение музыкальных инструментов мишурой или «дождиком».
  • Вторую группу составят специфические новогодние музыкальные игры, в которых используются песни о Новом годе, елочке, снеге, елочные игрушки и новогодние картинки в качестве вспомогательных предметов.

Детские музыкальные игры на Новый год могут быть использованы родителями в том случае, если предполагается встреча с друзьями или родственниками, в которой примет участие большое количество детей (не обязательно в новогоднюю ночь).

И совершенно особую категорию могут составить такие новогодние музыкальные игры для малышей, которые носят индивидуальный характер и могут быть использованы артистами, работающими по приглашению и играющими роль Деда Мороза и Снегурочки.

Выбор музыкальных игр

Подборка музыкальных игр для детей должна проводиться с особой тщательностью и учитывать:

  1. возраст ребенка (детей);
  2. наличие или отсутствие каких-либо музыкальных знаний и навыков;
  3. доступный для проведения занятий инвентарь.

Отметим также, что развивающие музыкальные игры для детей бесплатно предоставляются некоторыми сайтами в Интернете; скачать музыкальные игры для детей нетрудно, главное при этом – определить, насколько точно та или иная игра соответствуют возрасту ребенка, а также поставленным целям и задачам. Правильно подобранные и проведенные музыкальные дидактические игры значительно обогащают внутренний мир каждого ребенка и способствуют его всестороннему развитию.

Подвижные и музыкальные игры

Примеры музыкальных игр для самых маленьких

В возрасте полутора лет можно осваивать музыкальные игры. Музыка благотворно воздействует на интеллект малыша, развивает его мышление, воображение, память. Помимо положительного влияния на психику и интеллект, музыка способствует и физическому развитию детей: чувствуя ритм, ребенок непроизвольно начинает двигаться в такт музыки. Это позволяет гораздо быстрее добиться вовлечения в процесс зарядки и гимнастики.

«Угадай, чей звук»

В качестве инструментов для игры отбираются знакомые игрушки малыша. Также можно использовать различные материалы, из которых возможно извлечь звук. Это могут быть деревянные кубики, ложки, стеклянные шарики (предварительно положить их в банку).

Если игра проводится для группы детей, то сначала их нужно познакомить с предметами, звук которых надо будет распознать.

Предметы помещаются на поднос. Он располагается за спиной ведущего либо за каким-то ограждением (например, ширма или ящик с игрушками). Ведущий извлекает звук из предмета, при этом ребенок не видит этого предмета. Затем он разворачивает поднос малышу и просит взять ту вещь, которую только что использовал.

«Угадай мелодию»

Подбираются три или четыре мелодии известных детских песен, а также тематические картинки к ним. Ведущий знакомит детей с данным материалом. Затем включает мелодию одной из песен и просит показать картинку, которая относится к данной песне.

Примеры музыкальных игр для детей от 2 до 4 лет

В возрасте от двух до четырех лет стремительно возрастает потребность ребенка в получении новых знаний. Ему становится все интересно, он задает очень много вопросов. Возрастает его двигательная активность. В этом возрасте очень полезно знакомить ребенка с музыкальными инструментами, разучивать песни, заниматься танцами.

«Солнышко ясное»

Для проведения данной игры понадобится платок (можно шарф) синего или голубого цвета (он будет символизировать небо) и игрушка в виде солнышка (пластиковая или мягкая).

Малыши садятся на стулья, ладони кладут на колени. Ребенок, который исполняет роль «солнца», берет в руки игрушку и прячется за платком. Платок держит взрослый или другие дети.

Играет музыка, и дети начинают звать солнышко: «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!». В середине музыкального произведения «солнышко» выглядывает из-за шарфа или платка. Дети, сидящие на стульчиках, увидев «солнце», говорят: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!». И после этого переворачивают руки ладонями вверх. Ребенок, играющий «солнышко», подходит к каждому и гладит по ладоням.

После окончания музыки «солнышко» самостоятельно выбирает малыша, который станет изображать «солнце» далее, а сам садится на его место, при этом передает игрушку.

«Кошки, мышки»

Подбираются тихая и громкая мелодии. Выбирают одного малыша - он будет котом, остальные - мышками. «Кота» ставят в центр круга. Когда звучит тихая мелодия, «кот» показывает, будто спит, и «мышки» крадутся к нему. Когда включается громкая мелодия, «кот» просыпается и начинает бегать за «мышками». Кого первым он поймает, тот и становится «котом».

«Различи темп»

Выбирается песня или просто мелодия, в которой имеется медленный и быстрый темп. Ведущий показывает детям движения под музыку с медленным темпом, а затем с быстрым темпом. Включается музыка и дети должны изобразить правильно движения с учетом темпа.

По аналогии можно проводить игру, в которой упор будет делаться не на темп, а на громкость звука.

«Зайки и волк»

Из группы детей выбирается один, кто будет исполнять роль «волка». Остальные дети становятся «зайками». Для них из стульев строится «домик» (стулья ставятся полукругом). Начинает играть музыкальная композиция, символизирующая утро. «Зайки» постепенно начинают подниматься из «домика». Они потягиваются и умываются. Начинает играть более веселая мелодия. «Зайки» выходят из «домика» и прыгают по «лужайке». Музыка меняется на более грозную. Появляется «волк». Он начинает бегать по «лужайке» за «зайками». Кого он поймает первым, тот становится «волком».

Примеры музыкальных игр для детей от 4 до 6 лет

Дети в возрасте от четырех до шести лет характеризуются повышенной двигательной и познавательной активностью. Поэтому упор нужно сделать на танцевальные упражнения и подвижные музыкальные игры, для детей этого возраста их нужно чередовать с музыкальными занятиями, в которых присутствует хоровое пение и минимум движений, чтобы ребята могли немного отдохнуть.

«Надень шляпку»

Простая музыкальная игра для детей дошкольного возраста, способствующая не только их музыкальному, но и познавательному развитию. Для ее проведения необходимо иметь несколько головных уборов (женская шляпка, ковбойская шляпа, медицинский головой убор с изображением красного креста, фуражка полицейского). Ведущий знакомит детей с этими головными уборами и объясняет, как можно изобразить того, кому принадлежит шляпа.

Дети становятся в круг. Начинает играть музыка. Ведущий дает какому-то ребенку головной убор. Далее шляпа передается всем по очереди. И как только музыка перестает звучать, то тот, в чьих руках осталась шляпа, должен изобразить того, кому она принадлежит (полицейского, доктора, женщину или ковбоя). Исполнив роль, малыш выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Ему ведущий также выдает шляпу и он должен показать того, кому она принадлежит.

«Чей бубен?»

Ребята садятся на стулья. Одному из их выдается бубен. Ведущий начинает петь песню с упоминанием имени того ребенка, которому вручил бубен. В конце песни называется имя другого малыша. Тот, у которого бубен, должен передать музыкальный инструмент ему. И далее песню поют уже с использованием имени другого ребенка. В качестве музыкального произведения выбирается известная многим песня, чтобы все могли петь хором.

«Летчики, следите за погодой»

Дети стоят возле стены или сидят на стульях. Они будут изображать летчиков, которые летают на самолетах. Стена или стулья будут «аэродромами». Начинает играть веселая музыка. «Самолеты» покидают «аэродромы» и летают по «небу» (им будет являться комната) в каких угодно направлениях. Веселая музыка резко сменяется спокойной - «самолеты» возвращаются на «аэродромы». Затем все повторяется, но вместо спокойной музыки включается громкая, грозная (она символизирует бурю). И в этот момент «летчик» должен «посадить самолет» (остановиться) для того, чтобы «переждать бурю». Сделать ему это следует на том месте, где он находился в момент смены мелодии.

Музыкальные игры на Детском Празднике

Примеры музыкальных игр для детей от 6 до 8 лет

Особенность музыкального развития детей в возрасте от шести до восьми лет заключается в том, что они способны улавливать смену музыкальных настроений; представлять образы, вызываемые музыкальными произведениями. В этом возрасте дети эффективно взаимодействуют в парах, их танцевальные движения становятся довольно разнообразными. Музыкальные игры нужно подбирать с учетом данных возрастных особенностей.

«Ручеек»

Всем известная музыкальная игра для детей и не только. Дети делятся на пары и берутся за руки. Выстраиваются в таком виде друг за другом и поднимают свои сцепленные руки вверх. Образуется коридор. Начинает играть веселая музыка. Ребенок, который является водящим, пробегает через этот коридор и выбирает из детей того, с кем хочет образовать пару. Далее становится с этим ребенком в другой конец коридора. Вновь образовавшаяся пара сцепляется руками также как остальные участники. Тот, кто остался без пары, становится водящим и пробегает по коридору, выбирая себе партнера.

Продолжается игра до тех пор, пока не будет потерян интерес к ней.

«Танец на газетке»

Для этой игры потребуется несколько газет или листы бумаги. Ребята делятся на пары. Встают на газету или бумагу. Включается веселая музыка, и они начинают танцевать. Выходить за края газеты или бумаги нельзя. Кто выходит, тот из игры выбывает. Музыка прекращается и газету или бумагу ребята должны сложить вдвое, и танцевать уже на ней, соблюдая правила. Потом она опять уменьшается. Побеждает та пара, которая смогла станцевать на самом маленьком куске газеты или бумаги, при этом, не выходя за ее пределы.

«Ручки, ножки, голова, потанцуем без труда!»

Ведущий делит ребят на две команды: зрители и танцоры. Начинает звучать музыка и «танцоры» должны танцевать только руками. Музыка прекращается. Дети, исполняющие роль зрителей, выбирают того, кто лучше всех танцевал руками. Затем «танцоры» исполняют танец ногами, и также выбирается лучший. Далее - танец головой. Победителем становится тот, кто исполнил два или три лучших танца. После этого команды меняются местами. В конце игры два победителя из обеих команд соревнуются между собой.

«Кто быстрей»

В качестве инвентаря для игры используются стулья. Их должно быть на один меньше, нежели участников. Стулья ставятся по кругу, спинками внутрь. Играет веселая мелодия. Ребята танцуют под музыку, проходя по кругу. Как только музыка утихает, участники должны сесть на стулья. Тот, кому стула не хватило, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

«Отгадай песню»

Дети делятся на две группы. Одна группа загадывает песню, а вторая должна ее угадать. Игрок из команды, которая загадала песню, выходит на середину комнаты и начинает жестами, движениями и мимикой показывать то, о чем поется в песне. Вторая команда должна угадать песню. После этого команды вместе исполняют загаданную композицию. Если песня угадана, то право загадать новую композицию, переходить к другой команде. Если нет, то группа, песню которой не угадали, загадывает снова. В пантомиме в ходе игры должен принять участие каждый ребенок.

Как привить ребенку интерес к музыке

Формирование у ребенка интереса к музыке должно производиться родителями и педагогами постепенно. Начинать необходимо еще до рождения малыша. Первое знакомство с музыкой должно заключаться в прослушивании музыкальных произведений, затем следует подключить танцевальные движения, далее перейти к разучиванию песен и знакомству с музыкальными инструментами.

Для выработки интереса к музыке необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. беременной женщине следует часто прослушивать классическую музыку таким образом, чтобы малыш, находящийся в ее утробе, тоже мог ее слышать;
  2. после рождения ребенка следует включать ему ту музыку, которую он слышал до своего появления на свет;
  3. гимнастические упражнения и массаж проводить младенцу под музыку;
  4. практиковать совместные танцы детей и родителей;
  5. приобретать ребенку музыкальные игрушки;
  6. регулярно включать классическую музыку и детские песни (стараться разучивать их);
  7. знакомить ребенка с музыкальными инструментами;
  8. регулярно проводить музыкальные игры для детей.

Если ребенок не особо расположен к танцам или пению, ни в коем случае не стоит настаивать на этом. Если он не стремится стать известным танцором или певцом либо у него к этому нет задатков, исключать из его жизни музыку во всех проявлениях не стоит. А именно этого можно добиться, если слишком усердствовать. Элементарное прослушивание музыкальных композиций дома или в автомобиле сможет оказать положительное влияние на развитие ребенка.


© 2024
arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки