31.01.2024

Приемы направленные на формирование взаимоотношений в игре. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста


Формирование дружеских взаимоотношений

детей средней группы в игре

Щетинина Оксана Борисовна,

ГБДОУ № 62 Кировского района Санкт-Петербурга,

воспитатель

Показателями дружеских взаимоотношений являются:

  • общительность, т.е. активно проявляемое желание установить контакт;
  • доброжелательность, характеризующаяся чуткостью, отзывчивостью;
  • умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

У ребенка пятого года жизни, если он имел опыт общения со сверстниками, уровень доброжелательности довольно высок. Дети хорошо знают любимые игры друг друга и роли в них, играя, объединяются в группки из двух-четырех человек. Игры в «семью», «шофера», «детский сад» возникают по их инициативе, а игры в «магазины», «больницу», «зоопарк», «уличное движение» организуются с помощью воспитателя.

Формировать взаимоотношения дошкольников в игре лучше всего путем влияния на содержание игр, а также на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому воспитатель побуждает, например играющих в «семью», к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в доме; мать - доброжелательна в отношениях с детьми, а те, в свою очередь, уважали родителей, слушались их.

Очень важно чтобы в жизни шоферы помогали друг другу, а врачи - оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. И в игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном проявляют доброту, заботливость, отзывчивость.

Нередки случаи справедливого распределения ролей, отказа от главной роли («Меня уже один раз выбирали»), уступчивости, учета желаний других участников общей игры. Споры, ссоры могут возникать по чисто внешним причинам (из-за места, из-за игрушек), из-за несформированности умения общаться со сверстниками, вследствие создавшейся у части детей в семье привычки удовлетворять свои желания, не считаясь с окружающими, а также из-за застенчивости, замкнутости отдельных участников игры.

При налаживании дружеских взаимоотношений педагогу важно сохранять положительные индивидуальные особенности ребенка, учитывать его личностные стремления, чувства, интересы. Уже сама организация игры (предварительное обсуждение с участием воспитателя игрового замысла, выбор игрушек) предрасполагает детей к объединению, к обдумыванию игры. Они делятся своими планами, прислушиваются к мнению друг друга, согласовывают свои желания.

Педагог привлекает внимание детей к достоинствам одногруппников, советует, кого из них пригласить играть, или, напротив, кому-то из детей предлагает попросить разрешения, чтобы его приняли в игру.

К примеру, такая ситуация: перед прогулкой воспитатель предупреждает:

«Возьмем на участок только те игрушки, которые понадобятся в играх. Сейчас можно договориться, с кем и в какие игры вы будете играть. Вместе подумайте, что вам взять с собой для игры»

Михаил : «Нам с Сережей нужен руль. Мы в «поезд» играть будем». Воспитатель : «А ты договорился с Сережей играть вместе? Он согласен в «поезд» играть?».

Михаил (обращаясь к Сереже): «Ты будешь играть со мной в «поезд»»?

(Сережа принимает предложение друга).

Воспитатель : «Можно пассажиров пригласить - Женю, Веру и других детей».

Даша (берет за руку Нику): «Мы с тобой во что будем играть?».

Ника : «Давай в «дочки-матери». Возьмем себе маленькую дочку, будем ее в ясли водить, гулять будем».

Даша : «Можно еще и большую сестренку ей, как у меня дома».

Лера : «Можно мне сестренкой быть? Я буду помогать с малышкой играть. А ты (обращается к Нике) будешь наша мама».

Воспитатель : «Молодец, Лера, предложила подружке быть мамой. Ника будет хорошей мамой. А кем будет Даша?».

Даша: «Я хотела быть мамой. Но пусть Ника будет, я вчера один раз была» Воспитатель: «Конечно, нужно по очереди. Другим тоже хочется».

В приведенном примере воспитатель вовлекает застенчивых детей (Женю и Веру) в общую игру, подсказывает детям, как согласовать свои действия, оценивает искреннюю уступку главной рол партнерам (пример Даши и Леры). Общительность, доброжелательность Ники и Леры дала возможность воспитателю повлиять на Михаила и Сережу, у которых эти качества проявлялись лишь эпизодически.

Дети наиболее часто нуждаются в уточнении игрового замысла. К примеру, ситуация: Женя, Сережа, Вова и Вера играют в песке, не вступая в контакт друг с другом. Выяснив, что у них нет определенного замысла игры, воспитатель уточняет его: «А я думала, Женя с Сережей гараж строят».

Женя: «Мы и так гараж делаем! Сережа, мы же гараж строим? Давай вместе нагребем, потом сюда машины поедут».

Воспитатель : «У Вовы машина. Он вам много песку привезет, только кому-то надо помочь нагрузить песок в кузов».

Вера : «Я буду помогать Вове, а потом посадим деревья, чтобы красиво было».

Дети начинают активно договариваться о распределении обязанностей. Сережа помогает Жене разгружать песок. Разговор идет оживленный, доброжелательный. Вова радуется общему успеху: «Во, какая гора выросла! Сережа, ты ее похлопай лопатой, а мы еще привезем! Давай, давай, нагружай быстрее, скоро машины приедут!»

Перед педагогом нередко возникает необходимость побуждать детей:

  1. поступать по-дружески;
  2. подчеркивать моральную сторону поведения исполнителей определенных ролей;
  3. одобрять проявления доброжелательности, взаимопомощи, заботы о других.

Приемы воздействия воспитателя создают в группе атмосферу доброжелательности, формируют у детей необходимые навыки дружеских взаимоотношений. Интерес к той или иной роли, потребность чувствовать внимание со стороны сверстников помогают развитию у детей дружеских взаимоотношений. Например, воспитание доброты у детей, не умеющих делиться игрушками, будет осуществляться эффективнее, если в общей игре им поручат такие роли, исполняя которые они будут вынуждены обмениваться или делиться игрушками с партнерами. В таких случаях дети уступают игрушку естественно, без принуждения.

В равной мере педагогическое воздействие необходимо и в тех случаях, когда дети беспрекословно подчиняются эгоистическим проявлениям сверстников, подавляющих инициативу остальных участников игры, диктующих всем свои требования. Этих детей в игре целесообразно объединять с партнерами, равными им по умениям, по проявлению инициативы, но отличающимися справедливостью, умеющими сочетать свои интересы с требованиями коллектива, с желаниями других детей. Оказавшись наравне с друзьями, выполняя второстепенные роли, эгоистичные дети приучаются согласовывать личные желания с интересами играющих и таким образом упражняются в проявлении дружеских чувств и отношений. При этих условиях их предложения после обсуждения могут быть приняты, а могут быть и отвергнуты. Постепенно такие дети привыкают к тому, что нужно считаться с мнением других, справедливо распределять обязанности в игре, поступать соответственно выполняемой роли.

Положительному общению в играх во многом способствуют оказание воспитателем помощи детям в выборе сюжета игры, расширении ее содержания, а также привлечение их внимания к играм друзей. Иногда педагогу бывает необходимо включиться в игру, чтобы направить взаимоотношения детей, помочь им правильно поступить в создавшейся ситуации.

В средней группе можно широко использовать игры-инсценировки, содержание которых побуждает детей к положительным формам общения.

Для формирования дружеских взаимоотношений дошкольников могут быть использованы дидактические игры. Для игр можно подбирать стихи, сказки и песни, в которых говориться о дружбе («Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса», «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского; «Мы дружные ребята» слова Н.Найденовой, музыка С. Разоренова и др.).

Кроме произведений художественной литературы, игр-драматизаций и подобного, эффективное педагогическое воздействие на детей оказывают музыкальные игры, песни. Музыкальные игры, хороводы, инсценировки углубляют впечатления детей, вызывают желание объединиться в игре, эмоционально выразить общие переживания.

Таким образом, в процессе игр различных видов у детей пятого года жизни воспитываются чуткость и отзывчивость, умение считаться со своими сверстниками, уважать их замысел и право на интересную роль, чувство справедливости. Именно те стороны дружеских взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования более высокого и сложного чувства - коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.

Ольга Кондрашова
Консультация «Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх. Руководство сюжетно-ролевыми играми»

Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх .

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей .

Исследования, проведенные А. П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства :

1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям ). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других.

2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми , но и не мешает им играть . То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм .

3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом , на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого : нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушками или уступить свою) . На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих . Например, воспитатель советует Коле, строящему дорожку, предложить Сереже покатать по ней свою машину.

4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия – характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще не устойчив, в ходе игры дети могут заменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет ее к распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.

5. Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения в своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру , организовать ее и играть долго .

6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета , распределении ролей, согласовывать свои действия.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях :

- формирование игры как деятельности;

Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Формирование игры как деятельности - предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр , углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Приемы руководства игрой делят на :

Традиционные (разработаны Р. И,Жуковской, Д. В,Менджерицкой) ;

Новые (разработаны Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко) .

В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам .

Такой интерес «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, когда ребенок получает яркие представления об окружающей жизни, которые вызывают эмоциональный отклик.

Так, для обогащения содержания игр детей 4-6 лет на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.

Естественно, что даже после очень ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре.

В играх находят выражение интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему (построили автобус из стульчиков, шофер занял свое место, в салоне разместились пассажиры) или включит в знакомую игру новую сюжетную линию (семья решила поехать в гости на автобусе, педагог должен поддерживать инициативу детей, похвалить их.

Для того чтобы переключить однообразные индивидуальные игры в шофера детей младшего дошкольного возраста в русло более сложной игры в автобус, педагог прибегнет к иным приемам : предложит построить такой «большой автобус, как мы видели на прогулке» , станет сам водителем, напомнит, когда и как надо входить и выходить из автобуса, предложит купить проездные билеты.

Иногда дети активно принимаются за игру, но она скоро исчерпывает себя из-за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так, дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании; повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях – это сигнал для педагога : надо пополнить знания детей, направить сюжет по другому руслу .

Подойдут традиционные приемы : чтение художественного произведения, рассказ, беседа.

Задача педагога – придать этим традиционным приемам нужное звучание.

Например, не самому рассказать о деятельности врача, медсестры, почтальона, а попросить это сделать представителя профессии (врача дошкольного учреждения, маму или папу кого-то из детей, почтальона, доставляющего почту).

Иногда новая сюжетная линия игры возникает благодаря дополнительному игровому материалу. Малышам его предлагает воспитатель.

Дети 4-5 лет могут смастерить, построить что-либо сами по предложению взрослых или с их помощью (хорошо к этому привлекать членов семей воспитанников дошкольного учреждения).

Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их содержания.

Также следует учитывать правило : по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей , о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности , которая может подтолкнуть к игре).

С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Надев белый нарядный фартук, кокошник на голову, воспитатель обращается к детям : «Я работаю в кафе. Кто хочет со мной играть Желающим предлагает помочь в обустройстве кафе : расставляет 2-3 стола, дети кладут салфетки. Ставят вазочки с красивыми ветками. Затем воспитатель беседует с детьми о предстоящей игре : кто будет приходить в кафе, чем угощать посетителей, кто будет подавать заказанное. Дети включаются в игру, по ходу уточняя содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку.

Оставаясь на «руководящей роли » , воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей , успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов.

Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умением договариваться самостоятельно оно быстро исчезает. Одобрив намерение малышей играть вместе . Педагог может спросить, во что они собираются играть , какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределение роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли.

С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре» . Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе.

Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания.

Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх .

Задача педагога – учить детей при сговоре на игру вспоминать что – то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем – вносить в игру. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт.

Например, дети собираются играть в семью , а педагог, зная, что у Веры родилась сестренка, может стимулировать сюжетную линию «в семье появился малыш» . Или в теплое время года, когда большинство семей выезжает за город на выходные дни, педагог вовлекает детей, сговаривающихся на игру в семью, в беседу о выездах на дачу, на пикник и т. п.

Игра обогащается изображением семейного отдыха, работы в саду, на огороде. Появляются новые сюжетные линии , варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-иному.

В результате спокойнее проходит распределение ролей : появляется возможность участия в игре в новой роли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующий раз дадут другую.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция : лидерство в игре часто захватывают дети-звезды, имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета , намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения.

В результате в старшей или подготовительной группах может сложиться излишняя поляризация между партнерами по игре : одни – командуют и постоянно на главных ролях, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной поляризации во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы.

Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка и соблюдается правило : «Кому много дано – с того много спрашивается» .

В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом , чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу» , в которой полнее проявятся его способности : кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на ее оснащении.

Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор-ной ловкости.

Количество играющих : 2 команды.

Описание игры : взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на-встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про-пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо-стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости-ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до-говориться о темпе движения, следить за синхроннос-тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Охота на тигров

Цель:

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отво-рачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во вре-мя игры у аутичных детей, потому им можно разре-шить сначала присмотреться к тому, как играют дру-гие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд-но для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется...», « Царевна-Несмеяна »).

Близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, уме-ния согласовывать свои действия,развитие графиче-ских навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры : дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу,

затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.

Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между

собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий : на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по-мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их

ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни-будь (как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает опреде-лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ-но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель : развитие наблюдательности и коммуника-тивных навыков.

Количество играющих : группа детей.

Описание игры : выбирается ведущий. Он становит-ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва-ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

Цель : развитие коммуникативных навыков, чув-ства принадлежности к группе.

Количество играющих : группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка-стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж-дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос-лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван-ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы-полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско-ванность через легкий имитационный массаж.

Остров

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре-одоление тактильных барьеров.

Количество играющих : четверо, или кратное че-тырем.

Необходимые приспособления : газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе-ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь-но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч-ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе-ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож-ность почувствовать поддержку соседа.

Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, полу-чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо-язни тактильного контакта.

Возраст : любой.

Количество играющих : 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижи-мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ-ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Консультация для воспитателей

по методике формирования взаимоотношений детей

старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у кого из детей не возникает сомнения, что с товарищами играть интереснее, чем одному. Объединяются в играх на основе личной симпатии друг к другу и интереса к тем или иным играм, и игровые группировки становятся устойчивыми. Игра приносила детям радость и удовлетворение.

Однако существует разобщенность мальчиков и девочек вследствие разной направленности из игровых интересов. Беспокоит и такой факт: когда возникают игры, которые объединяют большое количество детей, между ними наблюдаются разногласия из-за распределения ролей, характера развития сюжета, способа выполнения конкретного игрового действия.

В течение нескольких дней группа мальчиков может играть в пароход. Сначала они его дружно строят, четко разделив между собой обязанности, и советуются по всем вопросам. Когда пароход готов, ребята распределяют роли капитана, штурмана, радиста и матросов. Но дальше возникают разногласия. Капитан предлагает идти за белыми медведями, штурман хочет плавать по Иртышу, радист – по Волге; мнения матросов тоже разделяются. Каждый предлагает свое, не желая выслушивать предложения товарища, и игра прекращается. Чтобы сохранить интерес к игре со стороны ее участников, необходимо собрать их вместе и спросить, какой пароход они построили. Обратившись к капитану команды, уточнить, что пароход пассажирский. Показать ребятам красивые фотографии пассажирских пароходов, рассказать о рейсах, которые они совершают. Ребята вспомнят, какие красивые пароходы они видели. Во время беседы у детей уже складывается план дальнейшей игры: вместе наметить маршрут путешествия, выяснить, какие игрушки надо сделать (бинокль, рупор, компас). Во время беседы побуждать каждого члена команды высказывать свое мнение. В конце беседы отметить, что команда дружная и выбрала интересный путь для плавания.

Такие беседы помогают детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолеть возникающие разногласия.

Для того чтобы приобщить мальчиков и девочек к совместным играм, предложить мальчикам построить из крупного строительного материала дом для кукол, машину, девочкам - помочь им в строительстве. Коллективное строительство объединяет, сплачивает детей. Увлеченные общим замыслом, они начинают дружелюбно относиться друг к другу, проявлять стремление помочь товарищу.

Мальчики начинают проявлять активность не только в сооружении каких-то построек, но и подключаться к играм девочек, беря на себя роль папы или брата – строителя, шофера, начальника стройки, автомеханика. Дети могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно придумывая дальнейший ход игры.

Они все вместе планируют, что им необходимо для игры, советуются между собой, как лучше сделать игрушку, договариваются, что еще можно построить из строительного материала.

Существенным фактором становления сюжетно-ролевых игр бывают рассказы самих воспитанников на темы: «Как мы играли?», «Как мы помогали друг другу в играх?». Дети с увлечением рассказывают об играх, о своих товарищах, отношениях.

Анализируя игры, обратить внимание на самые интересные моменты, оценивать поведение детей. Должны интересовать и реальные взаимоотношения детей, которые часто не совпадают с тем, что ребенок изображает в игре. Этот вопрос необходимо обсуждать в разговоре с воспитанниками при подведении итога игры. Такие беседы помогают приучать детей справедливо относиться к товарищам, устанавливать взаимоотношения.

Чтобы помочь детям в развитии сюжетов игр разной тематики, необходимо применить самые разнообразные приемы и методы: показ иллюстраций, фотоальбомов о людях разных профессий, чтение художественной литературы, беседы о профессиях. Использовать и такие приемы, как рассказы об играх детей другой группы, напоминание о правилах игры, советы, как лучше сделать постройку, что еще можно сделать для игры своими руками и т.д.

Постепенно дети увлекаются играми, а игры продолжаются по несколько дней. Если дети увлеченно играют долгое время, то совместное достижение цели, преодоление трудностей доставляют им радость.

Взаимоотношения в играх постепенно переходят и в повседневную жизнь: ребята становятся более организованными, чуткими и внимательными друг к другу, заинтересованными в успехе каждого и всего коллектива, будут больше помогать друг другу в выполнении заданий и разного рода поручений.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:

Воспитание желания и умения совместно играть;

Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);

Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.

Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.(8,стр.7-56)

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);

Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);

Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.);

Игра в телефон (Н. Палагина);

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

2. Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:

Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)

Участие воспитателя в игре (главная роль);

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Создание разновозрастных игровых триад.

3. Косвенные приемы руководства:

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

Изменение игровой среды;

Наблюдение, экскурсия;

Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».(3,стр.34-103)


© 2024
arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки