24.01.2024

Пропавшие корабли с золотом. Знаменитые клады и сокровища, которые ещё не найдены


Помимо путешествий, которые совершают научные экспедиции, существуют и экспедиции, которые преследуют совсем другие цели. Прежде всего, речь идет поисках сокровищ. Чтобы разобраться с этим, вернёмся к истории мореплавания.

Именно жажда золота зачастую способствовала значительным географическим открытиям. Золото было целью португальцев, исследовавших африканское побережье и Индию; испанцы ради него покорили Атлантический океан, иными словами, золото было первой и главной целью белых колонизаторов. И в этом деле белый человек достиг значительных успехов. Когда Колумб начинал свою первую экспедицию, согласно некоторым данным, общая масса золота в Европе составляла около 90 тонн. Но в результате разграбления одной только Мексики и Перу золотые запасы Европы за каких-то 100 лет увеличились больше чем в 8 раз!

Правда, далеко не все награбленное золото отправлялось по назначению. Огромное количество сокровищ осело в трюмах кораблей, что в различные времена затонули в морях и океанах. Из-за этого морская пучина, как огромный музей, хранит уникальные экспонаты былых времён, изучив которые можно пролить свет на множество тайн истории.

Учёными подсчитано, что в течении последних 2000 лет до 500 кораблей каждый год становились жертвами стихии. Соответственно, на дне морском нашли свой покой не менее миллиона кораблей разных эпох и народов. Существуют районы Мирового океана, где дно буквально усеяно затонувшими кораблями. Такие места называют "кладбища кораблей". Они возникли именно там, где постоянно происходят неблагоприятные для мореплавателей явления, такие как туманы, мели, опасные рифы и сильные штормы.

Откроем географическую карту и посмотрим на пролив Ла-Манш, разделяющий Великобританию и Францию. Он и пролив Па-де-Кале соединяют Северное море и Атлантический океан. Пролив, одно из наиболее судоходных мест планеты, тем не менее, круглый год затянут густыми туманами. На дне проливов покоятся десятки, если не сотни тысяч судов, образовав некий уникальный музей, в котором хранятся экзменпляры всех времен и типов, начиная от древнеримских галер и заканчивая современными мощными лайнерами.

Ужасную славу настоящего "пожирателя кораблей" имеет внушительная мель Гудвин, находящаяся на расстоянии в 10 км от устья Темзы. Знакомое название имеет, не правда ли? А. Волков, при написании своей сказки «Волшебник Изумрудного города», «одолжил» у карты имя сказочного героя.

Столь же опасна и акватория Атлантического океана, местность поблизости от островов Силли, которые окружены огромным количеством мелей и подводных скал. Это местность – действительно «кладбище кораблей», точное количество погибших там судов неизвестно, сведения имеются лишь о 1250. Самым страшным является риф под названием Семь камней, где в марте 1967 г. произошло крушение огромного танкера "Терри Каньон".

Помимо большой акватории вокруг островов Великобритании и Ирландии, множество судов нашли последний приют на дне бурного и непредсказуемого Бискайского залива.

Опасность подстерегает мореплавателей и в прибрежных водах полуострова Ютландия, относящегося к территории Дании. В этих краях часто бушуют бури, приводящие к крушению множества кораблей.

Но самые внушительные кладбища затонувших кораблей находятся в районе "треугольника сокровищ", в основном, в районах Мексиканского залива и Карибского моря. Только у берегов Мексики, по данным исторических хроник, в годы с 1521 по 1830 гг. потерпели крушение тысячи кораблей, везущие огромные богатства. Огромные кладбища кораблей находятся у берегов американского полуострова Флорида, и в восточном направлении от полу острова Новая Шотландия, что известен своими густыми туманами, опасными мелями и рифами. Напомним, что именно в этих жестоких водах на расстоянии около 900 км на юго-восток от острова Ньюфаундленд, в апреле 1912 г. из-за столкновения с айсбергом затонул печально известный "Титаник".

Гибель Титаника стала одной из крупнейших во всей истории мореплавания аварий, в результате которой погибло более 1500 человек. По словам современников, помимо ценностей, которые везли с собой пассажиры, в сейфе корабля перевозили бриллианты, общая стоимость которых на то время оценивалась в 5 млн. фунтов стерлингов. Эти драгоценности одна из голландских фирм отправляла в Нью-Йорк. Титаник был обнаружен американской экспедицией только после длительных поисков, в 1985 г. Находился он на глубине 3800 м. Первая фотография затонувшего гиганта была сделана с помощью автоматического устройства, за ней последовало множество других. Благодаря использованию специального робота, ученым удалось "заглянуть" в некоторые из помещений затонувшего корабля, "побывать" в паре кают, танцевальном зале и капитанской рубке. Некоторые из отснятых кадров были показаны по телевидению. Учеными был сделан вывод о том, что ни обшивка, ни оборудование корабля, несмотря на высокое давление воды и низкую температуру, а может и благодаря им, практически не были повреждены. Но на сегодня все сходятся в том, что Титаник навеки заключён в подводную ловушку, ведь носовая часть корабля увязла в иле на 15м. Кроме того, в результате крушения, корпус корабля раскололся.

Гораздо больших успехов при обследовании "Титаника" удалось достигнуть французской экспедиции в 1987 г. За короткий срок в полтора месяца, участники экспедиции, часть которых работала на борту маленький научно-исследовательской подводной лодки "Наутилус", не просто смогли сделать около 10000 фотографий, но и сняли несколько видеофильмов. Такие съемки стали возможны благодаря телеуправляемому роботу "Робин", который соединял с "Наутилусом" 70-метровый кабель. На роботе был установлен целый комплект разнообразной техники - фотоаппарат со вспышкой, мощные прожекторы и видеокамеры. Робот "Робин" был оборудован электромоторами, позволяющими ему двигаться под водой в любом необходимом направлении. Во время работы членами экспедиции было осуществлено 32 погружения "Наутилуса", в конечном счёте проведшего под водой 150 часов. Но наиболее интересно то, что экипажем этой подводной лодки благодаря использованию механических рук были проведены первые в истории уникальные операции, в ходе которых на поверхность было поднято множество разнообразных предметов с борта Титаника. В результате этого члены экспедиции явили на свет более 3600 различных, в числе которых была разнообразная посуда, уникальные статуэтки, компас, и даже бутылки с вином и отлично сохранившиеся кожаные чемоданы людей, находившихся на корабле. Наиболее ценный экземпляр этой коллекции - кожаный саквояж, набитый банкнотами, золотыми монетами и уникальными драгоценностями, а также небольшой сейф. Все предметы, которые удалось подняться с "Титаника", сначала демонстрировались в разных странах, а после были перемещены в специальный музей.

Корабль «Рипаблик» часто называют братом знаменитого "Титаника". «Рипаблик» также затонул в Атлантическом океане, но немного южнее, близ побережья Американского штата Массачусетс в далёком 1909 г. в результате столкновения с другим кораблём. Эта катастрофа стала причиной гибели около 400 человек. Есть данные о том, что на борту корабля могли быть золотые монеты и ценности на общую сумму около 1,5 млрд. долларов. Правда, экспедиция, работавшая здесь в 1987 г. ничего не обнаружила.

По утверждениям учёных, только в так называемой трехмильной зоне территориальных вод Соединённых Штатов Америки затонуло более 50 тысяч кораблей.

Вернемся же к теме нашего разговора. Если верить картам, пролив Дрейка крайне опасен для судоходства, ведь там пересекаются все штормы, сходясь на стыке Атлантического и Тихого океанов. Наиболее опасна область мыса Горн, затянутая постоянными туманами и усеянная множеством подводных скал и непредсказуемых айсбергов. Множество галеонов нашли приют в водах у острова Куба и неподалёку от перуанского побережья. Больше всего кораблей погибло у порта Кальяо, бывшего главным тихоокеанским портом испанцев в колониальную эпоху. Именно оттуда и вывозилась большая часть отобранных у местного населения сокровищ. Ну а мыс Доброй Надежды гораздо более соответствует по сути своей предыдущему названию - мыс Бурь, ведь штормы у берегов Южной Африки – это крайне частое явление.

Перейдём к Индийскому океану. Здесь, неподалёку от о. Маврикий, Мальдивских и Сейшельских островов, погибло множество французских, португальских и английских, а в некоторых случаях и интернациональных кораблей пиратов XVI-XVIII ст. Большинство из них затонуло не во время катастроф, вызванных природными факторами, но и в результате многочисленных морских баталий. Среди пиратов, бороздивших просторы Индийского океана, своей жестокостью знамениты Робер Сюркуф и Оливье Ле-Вассёр.

Несметные богатства этих пиратов и их коллег уже не одну сотню лет являются предметами тщетных поисков искателей сокровищ. Охотников за золотом особенно привлекают Сейшельские острова, бывшие в те времена необитаемыми, благодаря чему и стали базой для пиратов. Интерес претендентов на пиратское золото постоянно подогревают легенды о несметных богатствах и карты, составленные пиратами. Одну таких карт, якобы, перед своей казнью бросил в толпу знаменитый пират Ле-Вассёр, выкрикнув: "Тому, кто разгадает".

За прошедшие годы данные о сокровищах пиратских капитанов, передаваясь из уст в уста, преобразились до неузнаваемости и обросли огромным количеством легенде. К примеру, знаменитый Эдвард Тич, известный как Чёрная Борода, ставший прообразом капитана Флинта, сделал своей базой один из островков, находящийся в "треугольнике сокровищ". Там он прятал награбленные сокровища весьма оригинальным образом. Выбрав самого несимпатичного ему матроса, он вместе с ним уносил сокровище в глубь острова, подальше от чужих глаз. Матрос выкапывал яму, которая и становилась его могилой – убив помощника, капитан закапывал его вместе с сокровищем.

Команде пират говорил, что его спутник сорвался с утёса. Команде оставалось либо поверить в это, либо просто промолчать. Со временем остров получил второе название - Сундук мертвеца. В 1817 году Эдвард Тич погиб, унеся с собой сведения о местах захоронения сокровищ. Множество кладоискателей в поисках этих богатств побывали на острове, но так ничего и не нашли.

Английский географ Квентин Марле посетил остров не в качестве охотника за кладами, а как исследователь. Занимаясь изучением архивных материалов о пиратах Карибского моря, он заметил необычное название островка и обнаружил интересную историю, связанную с ним. Как оказалось, Сундуком мертвеца остров назвал сам Эдвард Тич. Будучи жестоким, властным, не терпящий возражений Тич постоянно вызывал возмущение своей команды, из-за чего на корабле поднялся бунт. Жестоко подавив восстание, капитан высадил на безлюдный остров пятнадцать уцелевших бунтовщиков. Был среди них и известный по роману «Остров Сокровищ » Билли Бонс, желавший занять место капитана. Тич был уверен, что бунтовщики умрут на острове от голода и жажды, и «на память» оставил каждому из них по бутылке рома. Спустя месяц, вернувшись на остров, Тич увидел, что моряки остались живы. Пытаясь выжить, они объединились под руководством Билли Бонса и проявили всю возможную изобретательность. Чтобы добыть воду, они собирали росу на куски парусины и разбавляли её солёной морской водой. Есть им приходилось моллюсков, рыб и черепах, пойманных после отлива. Более того, для поднятия боевого духа они даже сочинили песню под названием "Кошмары Билли Бонса". Увидев это, Тич сменил гнев на милость и вернул мятежников на корабль. Ну а родившаяся на острове песня о Сундуке мертвеца вскоре стала популярной в пиратской среде, а её предыстория забылась. Мы же знаем её только из романа Р. Стивенсона "Остров сокровищ". Так что это вовсе не плод фантазии, а реально существовавшая пиратская песня, основанная на историческом событии.

Существует еще одна интересная история, связанная с сокровищами, принадлежавшими французскому пирату Роберу Сюркуфу, XVII ст. известный как Гроза морей. После своих славных "подвигов", содеянных в водах Индийского и Атлантического океанов, в конце концов, грозный пират был схвачен и отдан в руки королевского суда. Правда, оказалось, что на его корабле "Ля-Фудр" не оказалось ни одной золотой монеты, хотя Сюркуф упорно твердил, что все свои сокровища она возил с собой. Судьям не удалось добиться от пирата больше ни единого слова о сокровищах, поэтому Гроза морей был приговорён к повешению и унёс свою тайну в могилу.

Спустя столетия, в наши дни поиски разгадки тайны сокровищ Сюркуфа начал Анри Лаудок, кладоискатель из Франции. Потратив множество времени на поиски клада, он в конце концов нашёл пиратский корабль, погребённый на кладбище затонувших кораблей у острова Барбадос. После детального обследования корабля, оказалось что его якорь был отлит из драгоценного металла – сплава серебра и золота. Вес якоря составлял 470 килограмм – несметное, даже по нашим временам, богатство. Так что капитан не шутил – все его сокровища всегда были с ним.

Теперь же давайте поговорим об Австралии. За последние полторы сотни лет более 400 кораблей затонуло в проливе Басса, разделяющим Австралию и остров Тасмания. Наибольшее количество кораблей потерпело крушение у маленького островка Кинг, известного своими коварными рифами. Движение вдоль восточного побережья Австралии требует огромного мастерства, ведь воды эти ограничены Большим Барьерным рифом. Только в водах, что омывают австралийский штат Виктория, находится более 600 "морских могил".

«Отличилось» и западное побережье материка – в его водах не так давно были обнаружены останки множества судов, принадлежавших голландской Ост-Индийской компании. Все корабли нагружены золотом, которое со временем надеются поднять.

Не стоит забывать и о коварных морях Юго-Восточной Азии, известных своими постоянными жестокими тайфунами. Наиболее опасной зоной считается акватория Малаккского пролива. На дне этого пролива покоятся обломки множества судов, принадлежавших Британии, Голландии и Португалии.

Специальная малазийская поисковая экспедиция в 1988 г. нашла на дне пролива обломки флагманского корабля «Флоре де Мара», принадлежавшего португальскому мореплавателю Альфонсу де Альбукерки. 26 января 1512 года, после того как команде корабля удалось совершить плодотворный пиратский рейд, в ходе которого были разграблены многие города Малаккского Султаната, корабль потерпел крушение. Предположительно, на борту корабля находилось золото и драгоценности, по оценкам некоторых экспертов способные «потянуть» на сумму, превышающую три миллиарда долларов. Из-за этого местность, в которой покоятся останки корабля, держится в строжайшем секрете, чтобы не привлечь искателей лёгкой наживы.

Большая часть кораблей долгое время была недоступна для искателей сокровищ из-за того, как глубоко они лежат на морском дне. Но в наши дни, благодаря изобретению акваланга и многих других гораздо более эффективных средств, возможности человека в сфере исследования морских глубин значительно возросли. Именно этим и можно объяснить появление "золотой лихорадки" подводного кладоискательства. Понятно, что это работёнка не их лёгких, да и далеко не все океанские глубины уже доступны человеку. Кроме того, большинство затонувших кораблей скрыто под многометровым слоем ила и надёжно замаскировано кораллами. По этим причинам чаще всего поиски корабля, покоящегося на морском дне, даже при том, что известны его точные координаты, становятся трудной, практически неразрешимой задачей.

Тем не менее, в некоторых странах, а особенно в США, поиск подводных сокровищ стал целой индустрией. Множество экспедиций, отправляющихся на поиски сокровищ затонувших кораблей спонсируются отдельными бизнесменами или целыми компаниями.

Огромными тиражами издаются справочники и пособия, содержащие рекомендациями по добыче денег из морских глубин. Наибольший спрос наблюдается на карты местонахождения останков кораблей с краткой справкой о каждом из них. Если верить этим картам, то наиболее богато на сокровища пиратов дно Карибского моря .

Самый серьёзный ажиотаж наблюдается вокруг поисков сокровищ пресловутой "золотой армады", состоявшей из 14 больших галеонов с сокровищами, вывезенными испанцами их Перу, Мексики и Колумбии. Суда затонули во время сильнейшего шторма, разразившегося 30 июня 1715 г. в водах у мыса Канавералл.

Не даёт покоя искателям сокровищ и другой "золотой флот", в 1720г. якобы разбитый англичанами в водах бухты Виго, что на северо-западе Испании. Об этом факте упоминается в известных романах Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой" и "Таинственный остров".

Огромное количество кораблей погибло в XV-XVIII ст. в "треугольнике сокровищ" из-за нападений пиратов.

В 1815 г. борцы за независимость подорвали в венесуэльском заливе Кумана испанский военный корабль под названием "Сан-Педро Алькантара". Оказалось, что вместе с кораблём они утопили ценности на сумму более 50 млн. долларов.

В заливе Тобермори, врезавшемся в берег Шотландии, в далёком 1588 г. потерпел крушение корабль, входящих в число самых больших суден "непобедимой армады" – галеон "Флоренция". На борту судна находился груз из 30 млн.золотых дукатов.

В 1980 г. группой французских и американских аквалангистов на океанском дне близ северных берегов острова Гаити был обнаружен флагманский корабль, принадлежавший самому известному пирату XVII ст. - Генри Моргану. Судно "Оксфорд" нелепо погибло в 1669 г. – причиной крушения стал взрыв в пороховом погребе. В обломках только одного этого корабля было найдено драгоценных металлов и изделий из них на несколько миллионов долларов.

Самый большой и роскошный из галеонов далеких времен, "Сан-Хосе в 1982 г. был обнаружен у берегов колумбийского порта Картахена, находящегося в Карибском море. Затонувший в 1708 году в результате нападения кровожадного Чарльза Уэйджера, этот гигант, под завязку набитый награбленными у индейцев сокровищами, до наших дней лежит на глубине более 200 метров. Предположительно, в его трюмах находится самый поразительный клад планеты – 116 оббитых сталью ящиков, наполненных золотом и драгоценными камнями. Общий вес сокровищ превышает 600 тонн и ни один из кораблей ранее не перевозил столь дорогого груза. По расчетам историков, из обломков корабля можно извлечь сокровищ на сумму около 5 миллиардов долларов. Правительство Колумбии уже начало подготовку к подъему покоящихся на морском дне сокровищ, таким образом надеясь улучшить своё финансовое положение. Правда, это удастся сделать только в том случае, если этим кораблём окажется действительно «Сан-Хосе». Ну а для того чтобы сокровища не растащили раньше времени, местность, где лежит останки судна патрулируют военные.

В 1984 г. в глубинах Средиземного моря, неподалёку от порта Александрия, был обнаружен флот Наполеона, затопленный англичанами. Среди лежащих на дне кораблей – и императорский флагманский корабль, на котором, помимо денег, предположительно перевозились награбленные французами сокровища рыцарей мальтийского ордена.

Но в гораздо большем количестве случаев надежды искателей сокровищ не оправдываются. Например, относительно недавно у побережья Флориды был найден оббитый железом большой сундук с надписью «Сан-Фернандо», погребённый под толщей песка. Поскольку "Сан Фернандо" вёз в Испанию драгоценный груз мексиканского золота (150 млн. пиастров), ожидалось что содержимое сундука будет стоит огромных денег. Но в итоге оказалось, что в сундуке перевозились иголки для починки парусов.

Но самые целеустремленные и упорные всё же добиваются успеха. Например таким счастливчиком ста легендарный американский охотник за сокровищами Мел Фишер, посвятивший всю свою жизнь поиску утраченных богатств. История его находок началась со случайности. Проводя отпуск во Флориде, Фишер во время плавания с аквалангом, случайно обнаружил на дне неподалёку от Форт-Пирса клад, состоящий из почти 2000 золотых монет, в числе которых были уникальные королевские дублоны, каждый из которых был продан коллекционерам-нумизматам за 25 тыс. долларов. С того времени и берёт начало его осмысленная поисковая деятельность. Ранее выращивавший кур в Калифорнии, Фишер переехал во Флориду и занялся поиском сокровищ в прибрежных водах. И тут ему снова невероятно повезло. В 1966 г., Фишеру, вооруженному специальным электронным металлоискателем, умеющим отличать золото и серебро от других металлов, удалось поднять с морского дня неподалеку от небольшую партию сокровищ, перевозимых испанскими судами, что затонули здесь в 1715 г.

Но далеко не эти «мелочи» были основной целью неутомимого охотника за потерянными кладами. Его главной целью были галеоны "Святая Маргарита" и "Нуэстра сеньора де Аточа", затонувшие в 1622 году. Оба галеона везли невероятные сокровища, отобранные у коренных жителей Нового Света.

Для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, Фишер занялся организацией специальной поисковой компании. В своих поисках он руководствовался старинными испанскими документами, в которых было указано приблизительное место катастрофы.

Наконец, спустя месяцы тяжёлой и упорной работы, летом 1971 г. члены экспедиции Фишера, исследуя район Мексиканского залива, наткнулась на почти полностью засыпанные песком и поросшие кораллами останки старинных кораблей. Вскоре оказалось, что останки принадлежали именно искомым судам.

Понятно что найти потерпевшие крушения корабли - только половина дела. Главное – добраться до их груза и ухитриться поднять его, не пострадав от зубов акул или частых в тех краях штормов. По этой причине работы по извлечению клада продолжались до лета 1985 гола, то есть целых 14 лет. За эти годы аквалангисты экспедиции Фишера смогли поднять с морского дна фантастические сокровища. Всего на свет божий было извлечено 150 тысяч монет из золота и серебра, более 150 золотых и 1000 серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг. Также команда Фишера стала богаче на 3200 изумрудов и огромное количество ценнейших ювелирных изделий - всего на сумму около 700 млн. долларов.

Есть в этой истории и трагическая страница - за "Аточи" Мел Фишер заплатил жизнью своего сына Дирка, молодой невестки Анхель и одного из членов экспедиции Рика Кейджа.

Поразительные успехи Мела Фишера – отличный пример, не дающий покоя множеству менее удачливых искателям сокровищ. Их азарт подогревается ещё и тем, что, если верить Фишеру, в том же районе, где была найдена «Аточи», находятся ещё около 75 испанских галеонов с золотом.

Ну а сам "счастливчик", к тому времени достигший 67-летнего возраста, прекратил поиски сокровищ, выгодно продал свою фирму и занялся постройкой собственного туристического комплекса на Барбадосе.

Невероятно повезло и аргентинскому океанографу Рубену Кольядо. Некоторое время назад, изучая давно забытые архивы испанских колоний в Севилье, он случайно обнаружил довольно интересный список поразительных сокровищ испанского галеона «Эль Пресьяндо». Корабль, направлявшийся из Перу в Испанию, был настигнут пиратами в 1792 году в водах, принадлежавших нынешней республике Уругвай. Капитан корабля рассчитывал, обогнув мыс Горн, доставить в Испанию 47 тонн золотых монет и слитков, а также вылитую из золота полутораметровую статую Девы Марии. Также в трюмах находилось 147 тонн серебра и огромное количество жемчуга и изумрудов. На сегодня все эти ценности стоили бы около 3 миллиардов долларов. Заключив договор с уругвайским правительством, Кольядо рассчитывает получить половину найденных сокровищ. Согласно заключенному договору, работы по поиску и поднятию финансируют немецкие, аргентинские и уругвайские бизнесмены.

С октября 1990 г. тридцать аквалангистов из команды Рубена Кольядо, начали поиск легендарного корабля, трюмы которого набиты сокровищами. Члены экспедиции использовали самое современное радиоэлектронное оборудование для поисковых работ под водой. Метр за метром они обыскивали прибрежные воды и исследовали илистое дно. В итоге "Эль Пресьядо" был обнаружен именно там, где и было указано – всего в 400 м от главного пляжа Монтевидео, столицы Уругвая. Но из-за высокой сложности необходимых для поднятия сокровищ работ, первый сколько-нибудь значимый успех был достигнут только в июле 1992 г. Тогда из трюма корабля было поднято золотых монет и слитков на общую сумму в 2 млн. долларов.

Работы по извлечению сокровищ проводились под неусыпным надзором военных кораблей Уругвайской армии, а поднятые со дна ценности поступали на хранение в государственный банк Уругвая. В конце апреля 1993 г. сейфы банка уже хранили в себе разнообразные ценности на сумму более 20 миллионов долларов.

Другие искатели затонувшего золота не могут похвастаться такими серьёзными успехами. Например, в 1949 г. американцем Мак-Ки разбогател «всего» на миллион долларов, найдя затонувший испанский галеон у рифов Ки-Ларго. Барри Клиффорд на сороковом году жизни неподалёку от флоридского пляжа Кейп Код нашёл затонувшую шхуну «Уайда» - пиратский корабль сел на мель в 1717 году и был поглощён песками. С судна уже подняты разнообразные ценности на сумму более 15 миллионов долларов, но поиски продолжаются, ведь, если верить документам, стоимость всех пиратских сокровищ, что перевозила шхуна, составляет 380 млн. долларов.

В 1979 г. группой американцев из затонувшего в ХVII ст.у острова Гаити принадлежавшего Испанской короне галеона "Консепсьон" было извлечено несколько тонн золотых ювелирных изделий, множество серебряных слитков и уникального фарфора. Все добытые сокровища уникальны и имеют огромную ценность. Также к находкам последних лет можно отнести и сокровища, поднятые с испанского корабля под названием "Херона", погибшего на рифах западного побережья Ирландии в октябре 1588 г., и ценности, затонувшие вместе с экипажем голландского судна "Голландия", которое в 2743г. затонуло поблизости от юго-западного побережья Великобритании.

В СНГ для поисков затонувших кораблей созданы судноподьемные организации. В апреле 1981 года совместными усилиями советских и английских учёных с глубины 260м. были подняты сокровища корабля «Эдинбург». Этот английский крейсер пал в бою с германскими кораблями, и, в результате боя, затонул, утащив на дно 5 тонн золотых слитков, плату за оружие, купленное для борьбы с фашистами. Треть найденных сокровищ была возвращена бывшему СССР.

С тех пор как зародилось судоходство и человек стал мореплавателем, Нептун основательно разбогател. Размеры его сокровищ остаются тайной, но приоткрыть ее позволяют некоторые цифры. Например, подсчитано, что, начиная с 1500 г., на морях и океанах в среднем ежегодно тонуло 2172 судна. На борту некоторых кораблей были огромные ценности, поэтому утверждают, что в «сейфах» Нептуна - на дне Мирового океана - находится примерно одна восьмая часть золота, добытого за всю историю человечества.

Казалось бы, нет ничего более простого, как отобрать у Нептуна добычу, возвратить сокровища человеку. Ведь места гибели многих «золотых кораблей» известны. Американское издательство «Даблдей» выпустило специально для искателей морских сокровищ справочник. В нем указаны координаты 480 точек земного шара, где затонуло примерно 1500 судов, имевших на борту драгоценности в общей сложности на сумму более 100 млн. фунтов стерлингов. С различной степенью достоверности известны и многие другие золотые могилы, разбросанные на дне Мирового океана. Расскажем о некоторых из них.

«Золотой парусник»

В 1782 г. корабль «Гросвенор» во время рейса из Коломбо в Ливерпуль попал в зону мощного урагана. Волны океана разделались с парусником - он затонул у восточных берегов Южной Африки.

Известно, что «Гросвенор» принадлежал Ост-Индской компании и на его борту находились сказочные сокровища. Достоверно об их ценности стало известно, когда в 1962 г. директор бельгийской компании по спасению судов, терпящих бедствие в море, Бекер, изучая фамильные архивы наследников владельцев «Гросвенора», обнаружил опись груза. Опись свидетельствовала, что колонизаторы погрузили на борт корабля 162 тысячи золотых монет. 19 ящиков, наполненных драгоценными камнями - бриллиантами и рубинами, 720 золотых слитков, 1450 слитков серебра. По новому курсу английской валюты это составляет несколько миллионов фунтов.

В архивах оказалась также позеленевшая от времени медная пластинка с выгравированной картой района океана, омывающего берег Подоленда в Африке. Загадочная крестообразная пометка на карте была расшифрована как ориентировочное место гибели корабля.

Прежде чем приступить к розыскам сокровищ «Гросвенора», Бекер внимательно изучил результаты предыдущих попыток найти затонувший корабль. Известно было, что из всех, кто ими занимался, счастье улыбнулось только шотландцу А. Линдсею. В месте, где, как предполагалось, лежит парусник, ему удалось найти и поднять с морского дна ящик, содержащий 1000 золотых монет, и две корабельные пушки с надписью «Гросвенор». Опьяненный успехом, Линдсей вложил в операцию по добыче сокровищ все свое состояние. Однако он истратил и состояние, и все найденное золото, и даже деньги, вырученные от продажи музею пушек затонувшего корабля, так и не добившись больше никаких результатов.

Позднее одна из фирм перекупила у наследников владельца «золотого парусника» исключительное право на подъем всех его ценностей. Она приобрела также карту, на которой значится якобы точное место катастрофы «Гросвенора». Была снаряжена экспедиция. Специалисты разработали оригинальный проект: на берегу прорыли глубокую шахту. От нее под морским дном к месту, где покоится корабль, начали прокладывать туннель, но внезапно в него прорвалась вода. Работы прекратили...


Всего на протяжении последних пятидесяти лет на финансирование различных проектов добычи сокровищ и организации экспедиций по розыску этого корабля было израсходовано более 600 тыс. фунтов.

Бекер поставил розыски «Гросвенора» на широкую ногу. В море вышел специальный корабль, оснащенный современным водолазным оборудованием. Однако экспедицию постигла полная неудача - ее участники не смогли обнаружить даже следов «Гросвенора», хотя ими были обследованы значительные участки скалистого дна.

Прошло еще шесть лет. И вот новое сообщение о «золотом паруснике». Его сокровищами надеются овладеть трое западногерманских аквалангистов - охотников за подводными кладами. Корреспондентам было заявлено, что они «воспользуются для этой цели самым современным оборудованием и новейшими техническими средствами работы под водой».

Удастся ли эта новая попытка, смогут ли аквалангисты в трудных условиях скалистого дна найти сокровища «Гросвенора», - покажет время. Нептун умеет хранить тайны своего царства.

Ожерелье Марии Антуанетты

Первые дни Великой Французской революции. Восставший народ победил, однако Людовик XVI и вельможи еще лелеют надежду восстановить свою власть, разрабатывают планы контрреволюционного переворота. В то же время приближенные короля спешат вывезти из Франции ценности. В глубокой тайне на борт фрегата «Телемак» грузят золото, серебро, драгоценные камни. Под специальной охраной находятся бриллианты, рубины и изумруды жены Людовика - Марии Антуанетты. Среди них легендарное по стоимости ожерелье. Груз корабля оценивается в несколько миллиардов франков.

«Телемак» снимается с якоря, но тут же при весьма загадочных обстоятельствах всего в нескольких стах метрах от устья Сены идет на дно. Это произошло 3 января 1790 г.

После трех тщетных попыток добыть сокровища «Телемака» дело о «золотом фрегате» было в 1850 г. передано в государственный архив. Почти девяносто лет о нем не вспоминали, но вот. в начале 1939 г., по решению французского правительства папку с надписью «Ожерелье Марии Антуанетты» вновь затребовали для изучения. В Европе пахло порохом, Франция нуждалась в деньгах на вооружение. Тогда-то и вспомнили о «Телемаке».

Снарядили экспедицию, в распоряжение которой было предоставлено новейшее оборудование и средства судоподъема. Чиновники министерства финансов уже подсчитывали, сколько пушек можно будет приобрести на ожерелье королевы, однако начавшаяся операция с каждым днем требовала все больше и больше затрат, а результатов не давала никаких. После многодневных погружений у моря смогли отвоевать одну только печать Людовика XVI. Были израсходованы огромные суммы, прежде чем пришли к заключению, что затея напрасна: сильные течения разрушили корабль и разнесли его остатки на огромной площади дна, сокровища «золотого фрегата» поглотил многометровый слой ила...

Впоследствии не раз французские аквалангисты пытались разыскать ожерелье Марии Антуанетты, но, увы, фортуна не улыбнулась им до сих пор.

Сокровища Роммеля

Баснословная добыча - золото, драгоценности, шедевры искусства, - захваченная солдатами Роммеля в период оккупации Северной Африки, в сентябре 1943 г. была погружена на немецкое транспортное судно. Его командиру вручили секретное предписание - доставить груз в Италию.

Англичане обнаружили неизвестный транспорт у берегов Корсики. Приказ остановиться на судне не выполнили, форсированным ходом оно пыталось оторваться от преследователей. Английские корабли открыли огонь, транспорт получил несколько прямых попаданий и быстро затонул. О грузе, находящемся в трюмах судна, ничего известно не было, особого значения этому эпизоду морской войны никто не придал.

Подлинную ценность затопленного транспорта удалось установить уже после войны по архивным данным. Начался поиск «сокровищ Роммеля». В 1949 г. в район предполагаемого затопления судна были направлены корабли французского военно-морского флота. Группа водолазов и подводные пловцы обследовали морское дно у Корсики, однако ничего не нашли. Безрезультатной оказалась и экспедиция, предпринятая в 1963 г. на английском судне «Си Драйв», располагавшем специальным оборудованием для подводной разведки.

Сенсацией была новость, разнесшаяся в июне 1969 г.: ящики, подобные тем, какие находились на немецком судне, якобы видел во время подводной охоты у берега Корсики аквалангист Жан Перетти. На Корсику устремилась целая армия любителей легкой наживы. Однако в месте, которое указал Перетти, нашли только несколько снарядов времен еще первой мировой войны да ржавый корабельный якорь.

«Сокровища Роммеля» по-прежнему остаются тайной глубин.

Находки, вселяющие надежду

Нет, не всегда розыски погребенных на морском дне сокровищ оканчиваются безрезультатно! Наш рассказ о подводных кладах был бы неполным без упоминаниях о находках, вселяющих надежду на то, что и многие другие тайны Нептуна будут со временем разгаданы.

Обломки 30-метровой испанской галеры были обнаружены морским археологом Джорданом Фишером неподалеку от прибрежных коралловых рифов Флориды. Предполагают, что это судно «Нуэстра сеньора дель Ро-залио», затонувшее 350 лет назад во время жестокого шторма по пути из Гаваны. Галера входила в состав эскадры королевского флота; в ее трюмах, если верить старинным документам, должно находиться полмиллиона серебряных песо.

Остатки корпуса лежат на глубине 5,5 м на расстоянии 110 километров западнее Ки-Уэста. Подводнопоисковая команда Фишера, разыскивавшая именно эту галеру с грузом, нашла 24 других судна, а на «Ро-залио» искатели подводных кладов наткнулись в самый последний день своей экспедиции. Американские археологи надеются в скором времени поднять и груз, и обломки галеры.

Легенды о сокровищах, спрятанных в земле или покоящихся на морском дне вблизи панамского города Портобело, вновь ожили после того, как колумбийский моряк Франсиско Оспино Навна обнаружил старую галеру.

Город Портобело был построен испанскими конкистадорами как форт для отражения набегов английских, французских и голландских пиратов. Он славился своими ярмарками, на которых жители Колумбии и Центральной Америки продавали изделия из золота и драгоценностей. Сегодня от некогда процветавшего города осталось лишь несколько зданий.

Историки полагают, что галера, возможно, - одна из тех, которые водил под черным флагом известный пират Генри Морган. Как раз в заливе Портобело он однажды во время бури потерпел крушение. Его суда были нагружены тогда богатой добычей.

Более 200 килограммов золотых и серебряных старинных голландских и испанских монет подняты со дна моря недалеко от норвежского городка Олесунн. Аквалангисты - норвежец и два шведа - нашли их на борту голландского судна, которое затонуло у берегов Норвегии в 1725 г. Это самая крупная коллекция монет, найденная у берегов Европы.

22 октября 1707 г. у берегов Корнуэлла на скалах острова Силли затонул фрегат «Ассошиэйшн». Это был флагманский корабль английской эскадры под командованием адмирала Шоуэлла. Корабли возвращались в Англию, имея на борту военные трофеи - золото и серебро, награбленное во время пиратских.набегов на французские и португальские поселения, расположенные на берегах Карибского моря. В результате навигационной ошибки, кроме «Ассошиэйшн», на скалах оказались и еще два парусника - «Игл» и «Ромни».

Много раз предпринимались попытки найти и поднять затопленные с этими кораблями сокровища, стоимость которых оценивается от 3 до 6 миллионов фунтов стерлингов. Несколько лет назад водолазы английского военно-морского флота нашли и подняли с затонувших кораблей отдельные предметы снабжения и среди них пушку «Ассошиэйшн». Однако драгоценностей им обнаружить не удалось. Больше преуспели в этом деле Роланд Моррис и два его компаньона - водолазы Дуглас Роу и Жеффри Аптон, два года занимавшиеся поиском сокровищ на дне Атлантики. Правда, пока что добыто немного, но кладоискатели несомненно напали на след: обнаруженные ими золотые монеты, как установлено, принадлежат к добыче адмирала Шоуэлла.

Однажды американские океанографы Рехтинцер и Терри задумались над вопросом: сколько погибших кораблей находится на дне Мирового океана?

Они подсчитали, что в 20 веке ежегодно погибает около 400 судов в год, в 19 веке эта цифра была намного выше, а всего, по мнению ученых, крушение за всю историю человечества потерпели не менее миллиона кораблей. Одно погибшее судно приходится на 40 квадратных километров площади морей и океанов.

По данным Британского Адмиралтейства, с начала 16 века до наших дней под водой оказалась восьмая часть всего золота и серебра, добытых на нашей планете. Правда, к таким цифрам скептически относился известный подводный исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, эти слухи распускали мошенники, которые стремились разбогатеть на продаже «старинных» карт с координатами подводных сокровищ.

Однако, отрицать тот факт, что на дне находятся несметные сокровища, невозможно, даже если данные о них существенно завышены. Только общая масса золота оценивается в 10-13 тысяч тонн.

Причем, охоту за затонувшим богатством люди начали еще несколько веков назад.

В 18 веке англичанин Джон Детбридж изобрел «ныряльную машину», с помощью которой он начал искать драгоценности в морской пучине. Это была деревянная бочка, в которой человека опускали на дно. Запаса воздуха в ней хватало на несколько часов. Сквозь отверстия, обтянутые свиной кожей, ныряльщик мог протягивать наружу руки.

С годами снаряжение искателей подводных богатств усовершенствовалось, росло и число любителей «подводной охоты». Сейчас только в США около 3 миллионов человек увлечены этим занятием. Издается огромное количество печатной продукции с описанием кладов и их координатами. Вот только несколько примеров удачной «охоты»:

В 1999 году у берегов Финляндии было обнаружено судно «Фрау Марта», затонувшее в 1771 году. Право на сокровища делят сразу несколько стран, а тем временем любители-нелегалы достают со дна предметы искусства, которые Екатерина Вторая закупила для Эрмитажа.

В 1985 году охотник за сокровищами Мел Фишер обнаружил у берегов Флориды испанский галеон «Нуэстра Сеньора», затонувший еще в 1622 году. Общая стоимость ценностей, поднятых со дна, составила 450 миллионов долларов.

Пиратское судно «Вайда» найдено в 1982 году американцем Барри Клиффордом. 400 миллионов долларов – такова оценка пиратского подводного клада.

Грег Стемм и Джон Моррис потратили 12 лет на поиски парохода «Республика», затонувшего во время шторма в октябре 1865 года в Атлантическом океане в 160 километрах от побережья США. Судно лежало на глубине около 500 метров, на его борту находились золотые монеты. Их общая стоимость около 180 миллионов долларов.


Когда находят древние затонувшие корабли, в основном все, что остается после них, это остатки древесины. В течение веков, проведенных под волнами, разрушается любое органическое вещество. Но ледяные глубины иногда становятся гробницей, которая сохраняет некоторые моменты возрастом сотни и даже тысячи лет.

1. Груз «Ментора»


По поводу данных артефактов до сих пор идут споры между Грецией и Великобританией. В 1801 году британский лорд Элгин заполнил 16 ящиков мраморными предметами искусства, которые он вывез из Парфенона. В следующем году британский корабль Mentor отплыл в Лондон, везя на борту награбленное (или законное имущество, в зависимости от точки зрения разных сторон) и самого лорда Элгина. Около острова Китера корабль попал в бурю и затонул.

Вскоре после этого, ящики сумели поднять с морского дня, и сегодня их содержимое выставлено в Британском музее в Лондоне. 17 скульптур и 56 настенных панелей, которые когда-то украшали Парфенон, являются предметом ожесточенного спора между двумя странами.

Совсем недавно археологи посетили место 200-летнего кораблекрушения, чтобы увидеть, не остались ли на борту «Ментора» какие-либо артефакты. Хотя они искали мраморные предметы из Парфенона, нашлись другие предметы старины, которые лорд Элгин хотел вывезти из Греции, в частности - каменный сосуд и ручки древних родосских амфор, датируемые III веком до н.э.



Во время подготовки к бою в 1676 году королевский военный корабль Kronan случайно потопил сам себя. Шведское судно слишком сильно накренилось на повороте, и морская вода через орудийные порты залила трюм. После повторного открытия затонувшего судна в 1980 году на поверхность Балтийского моря подняли более 20 000 артефактов. В 2016 году шведские ученые обнаружили черную жестяную банку на морском дне. Внутри ее был липкая вонючая масса, похожая на полуразложившийся сыр. Хотя пока не были проведены испытания и ученые не могут с точностью утверждать, что это, они считают, что в банке содержится гранулированный голубой сыр рокфор.

3. Подарки



Археологи искали потерянный флот пиратского капитана Генри Моргана, когда они нашли «Энкарнасьон». Хотя это судно не везло ценный груз, а также не было хорошо известно, это была очень редкая находка. Несмотря на то, что судно было найдено на глубине всего 10 метров под водой, в нем до сих пор сохранились более ста ящиков с клинками для мечей, подковами и гвоздями, а также свинцовые печати, которыми в то время снабжался скоропортящийся товар. Подковы были предназначены для огромных караванов мулов, которые доставляли серебро и золото из глубины Южной Америки к Панамскому перешейку, где их грузили на корабли.

4. Арабская дау



Почти 20 лет назад дайверы, которые охотились на морских огурцов между индонезийскими островами Бангка и Белитунге, заметили керамический сосуд, застрявший в кораллах. Он оказался самым большим подводным археологическим открытием Юго-Восточной Азии. Рядом нашлась полуразрушенная арабская дау (одномачтовое арабское судно), датируемое IX веком. Это первая арабская дау, которую нашли в данных водах, и она везла богатый груз из более чем 60 000 предметов ручной работы из Китая. Сотни одинаковых чернильниц, сосудов и чайных чаш Чанша времен китайской династии Тан очень похожи на современные товары, которые массово производятся на экспорт. Некоторые из сокровищ Чанша находятся в идеальном состоянии, чего ранее никогда не встречалось. Сосуды были украшены сценками из буддизма и ислама

5. История Сан-Хосе


Когда-то морские просторы бороздило множество судов работорговцев. Тем не менее, ранее не находили затонувших подобных судов. Наконец, в 2010 году был обнаружен первый затонувший корабль работорговцев. Архивы Португалии зафиксировали выход в море корабля «Сан-Хосе» из Лиссабона в апреле 1794 года. На его борту было 1500 блоков железного балласта. Балласт имел большое значение, поскольку его использовали для уравновешивания «живого груза».

Документ в Мозамбике, датируемый 22 декабря 1794 года, описал продажу чернокожих людей торговцам с «Сан-Хосе», не оставляя никаких сомнений относительно цели корабля. В итоге, 27-го декабря «Сан-Хосе» развалился на рифах возле мыса Доброй Надежды. Из 400 мужчин и женщин, похищенных в Мозамбике, около половины выжили. Идентичность затонувшего судна была подтверждена, когда водолазы нашли кандалы и железный балласт.

6. Кораблекрушение эпохи Колумба

В 1503 году недалеко от Омана шторм уничтожил два португальских корабля и их экипажи. Один из этих кораблей, «Эсмеральду», сумели найти британские археологи. Была сделана редчайшая находка - серебряная монета по названию «индио», о существовании которых знали, но которых ранее не находили. Инициалы, выгравированные на каменных пушечных ядрах, подтвердили, что капитаном судна был Висенте Содре, дядя известного исследователя Васко да Гама.

Одной из самых загадочных находок стал загадочный металлический диск с эмблемой короля Португалии. Никто не знает, что это такое, но эксперты предполагают, что диск являлся частью неизвестного навигационного устройства. «Эсмеральда» затонула всего десятилетие спустя после того, как Колумб нашел Новый Свет в 1492 году.

7. Лахорский ковер



Остров Тексел в Ваддензее является настоящим кладбищем кораблей. Он был остановкой для судов, покидающих или направляющихся в Амстердам. Это место было также известно сверхмощными штормами, которые потопили множество кораблей. В 1642 году Королевский английский флот плыл из Дувра в Нидерланды, когда погода внезапно снова испортилась вблизи острова Тексель. Один из дюжины кораблей, которые затонули в тот день, был обнаружен вблизи острова в 2014 г. В трюме «Пальмовой ветви» нашлось то, что обычно не выживает 400 лет в океане – ковер, сделанный из шерсти и шелка. Его сделали в XVII веке в Лахоре, который сегодня находится на территории Пакистана.



Помимо ковра в трюме затонувшей «Пальмовой ветви» нашлась еще одна ценная находка. Исследователи нашли 400-летний гардероб, принадлежащий представительнице элиты. Плащи, лифы и чулки, которые сохранились в почти идеальном состоянии, были украшены большим количеством серебра и золотой нитью. Особое внимание было уделено платью большого размера из японского дамасского шелка.

Благодаря письму Получение одежду из 1600 - х годов после того, как под водой в течение многих столетий был года выяснилось кому принадлежало это платье. Принцесса Елизавета Стюарт упоминала в этом письме, как английская королева Генриетта потеряла багаж, который должен был прибыть на судне, а также две дамы из ее свиты потеряли весь свой гардероб. Исследователи полагают, что это платье в почтенном стиле принадлежало самой старшей придворной даме, 56-летней Джин Керр, графине Роксбургской.



Большинство знаний о древней медицине происходит от древних писаний. В 2004 году археологи получили возможность подержать в руках настоящее древнее лекарство. У берегов Тосканы в 1980-е годы нашли остатки римского судна Relitto del Pozzino. На его борту были найдены деревянные флаконы с лекарствами, крючки для хирургических операций и оловянный контейнер. Рентгеновский снимок последнего обнаружил, что внутри сосуда лежали пять таблеток.

Плоские серые таблетки оставались сухими и неповрежденными благодаря герметичной капсуле. Это позволило впервые произвести химический глубокий анализ веществ, которые римляне использовали в медицине. В состав лекарства входили крахмал, оксид железа, пчелиный воск и сосновая смола. Ученые предположили, что это были капли для глаз.


Возле южной части Сицилии, недалеко от побережья Гела, 2600 лет назад затонул корабль. В 2015 году морские археологи обнаружили два коринфских шлема, сосуд и 39 слитков таинственном металла, известного только из греческой мифологии и легенд об атлантах. Орихалк описывался как драгоценный красный металл, который по ценности уступает только золоту. Труды Платона утверждали, что этот металл добывали в Атлантиде, и именно им был покрыт почти каждый храм Посейдона.

В феврале 2017 года на том же месте кораблекрушения нашли еще 47 слитков древнего сплава, который содержит до 80 процентов меди, 15-20 процентов цинка, а также небольшие количества свинца, никеля и железа. Тем не менее, это не уменьшает тайну, которая до сих пор остается нераскрытой - реальный возраст и происхождение орихалка. О корабле, который вез самый легендарный металл в мире, неизвестно ничего.

А не так давно учёными был . Эта находка стала настоящей сенсацией.


Деревянные каравеллы и галеоны, громадные современные лайнеры - тысячи судов покоятся на морском дне. Некоторые из них скрывают в своих трюмах сокровища: бочки с золотыми слитками, серебряными монетами и произведения искусства. Подводные археологи, современные охотники за сокровищами, азартно исследуют остовы кораблей в поисках ящиков, в которых могут быть как испанские пиастры, так и знаменитая Янтарная комната. В этом обзоре - судьба знаменитых затонувших кораблей, которые ждут своего открытия и исследования подводными археологами.




Подводный археолог Роберт Баллард, обнаруживший обломки «Титаника», «Бисмарка» и авианосца «Йорктаун», однажды сказал: «Почему мы не исследуем океаны?.. В них больше истории человечества, чем во всех музеях на Земле, вместе взятых».

«Санта Мария» Христофора Колумба



В свое знаменитое плавание в Америку Христофор Колумб отправился на трех кораблях: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария». В Рождественский вечер 1492 года флагман экспедиции, 36-метровая каракка «Санта-Мария», потерпела крушение возле острова Гаити. Как оказалось, рулевой матрос передал управление молодому юнге, который и посадил судно на рифы. Понимая, что судно не может быть спасено, экипаж снял часть груза с корабля. Колумб приказал извлечь из остова как можно больше досок и бревен. Их использовали для строительства форта La Navidad («Рождество»), который вскоре уничтожили индейцы.



Точное местоположение останков «Санта-Марии» с тех пор было потеряно для истории. В 2014 году подводный археолог Барри Клиффорд заявил, что он нашел обломки «Санта-Марии», используя информацию из журналов Колумба. Но расследование экспертов ЮНЕСКО показало, что затонувшие обломки принадлежало совсем другому кораблю XVII-XVIII в.

Находка «Санта-Марии», скорее всего, не принесет много денег нашедшему ее. Но имя обнаружившего этот исторический артефакт станет известно всему миру.

Испанские галеоны серебряного флота



Испания XVI-XVIII вв. процветала за счет своих американских и ост-индских колоний. На тяжело груженых кораблях испанцы ввозили в Европу золото, серебро, бриллианты, шелк, табак, пряности, жемчуг, сахар. Обратно в колонии отправляли текстиль, инструменты, книги. Тяжелые, маломаневренные корабли, галеоны, загружались сразу десятками и оправлялись вместе конвоями. Так им было проще противостоять пиратам в Карибском море и Малайе.



Иногда галеоны тонули, унося на морское дно несметные сокровища. А иногда в жестоких вест-индских штормах тонули целые эскадры, груженые серебром из рудников Потоси, Мехико и Лимы.


Местонахождения останков некоторых из этих кораблей известно, а многие пропали бесследно. Одна из последних находок – галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа». В сентябре 1622 года восемь кораблей, в том числе и этот, погибли в шторме у берегов Флориды. На его борту, кроме прочего груза, было 40 тонн золота, серебра и драгоценных камней. За прошедшие века они рассеялись подводными течениями на километры вокруг. Десятилетия поисков искателей сокровищ увенчались находками на 450 миллионов долларов. В 40 километрах восточнее Флориды, под водой, все еще покоятся оставшиеся ценности на полмиллиарда долларов.

Лайнер нацистов «Вильгельм Густлофф»



В январе 1945 года советская подводная лодка потопила один из крупнейших лайнеров нацистской Германии – «Вильгельм Густлофф». 208-метровое судно было переполнено: на его борту находилось более 10 000 человек, в том числе моряки немецкого флота.



В ходе «атаки века», которую удачно провел командир подлодки С-13 Александр Маринеско, лайнер затонул. С ним на дно ушли от 7000 до 9000 человек, а также, предположительно, упакованное в ящики «восьмое чудо света» - Янтарная комната. Она была подарена в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому царю Петру I. А в годы Великой Отечественной Войны немцы тайно вывезли ее из Ленинграда и пытались переправить дальше, в Рейх.

После завершения войны на затонувшем лайнере проводили работы советские водолазы специальной службы ВМФ СССР. Но Янтарная комната по сей день не найдена. Вместо этого в Екатериненском дворце была воссоздана ее точная копия.


© 2024
arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки