06.03.2024

Словесные игры. Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей Словесные дидактические игры для детей 5 6 лет


Да — нет

Дидактическая задача . Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.

Ход игры.

Вариант 1 . Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название:

— Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет».— «На стене?» — «Нет».— «На потолке?»— «Да».— «Стеклянный? Похож на грушу?»— «Да».— «Лампочка?»—- «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

— Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать.

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» — «На полу».— «Нужно было их называть?» — «Нет».— «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали»,— предлагает воспитатель. «Он квадратный?»— «Да»,— «В рамочке?»— «Да».— «На нем нарисованы цветы?» — «Да».— «Картина?» — «Да».

Вариант 2. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты:

— Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение.

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Игровые правила . Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия . Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож — не похож».

Обращаясь к детям, он говорит:

— Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. (Пауза.) У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук.)

Ира. Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк.)

Сережа. Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо. (Трактор и грузовик.)

Отвечай быстро

Дидактическая задача . Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила . Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

Игровые действия . Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый»— говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист»,— отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,— отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например, начинающий говорит: «Деревянный»,— и бросает мяч. «Стол»,— отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный».— «Дом»,— отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной».— «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Придумай предложение

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Игровое действие . Передача камешка.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

Охотник

Народная игра

Дидактическая задача . Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. . .» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «. . .зайцем»; делает второй шаг: «. . .медведем»; делает третий шаг: «. . .волком»; четвертый шаг: «. . .лисицей»; пятый: «. . .барсуком. . .». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю. . . щуку, карася, окуня». И т. д.

Кто больше назовет действий?

Дидактическая задача . Учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать.

Игровые правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

Игровые действия . Бросание и ловля мяча.

Ход игры . Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов профессия, действия. Затем говорит:

— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.») Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи и др.».) Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Воспитатель говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной». — «Наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет». И т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Скажи по-другому

Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по значению.

Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», — предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый». — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый». — «Сырой, влажный». И т. д.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову море дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

Подбери слово

Дидактическая задача . Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущих играх.

Ход игры . Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф».— «Завязывать?»— «Шнурки, веревочку, шарф, завязки»,— «Надвигать?»— «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку».— «Надеть?»— «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

Не ошибись!

Дидактическая задача . Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Игровые правила . Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.

Игровое действие. Передача кубика.

Ход игры . Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру:

— Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?

Дети вспоминают:

— Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

— Правильно, — говорит воспитатель.— Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад», или «делаю гимнастику», или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», — и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

Кузовок

Дидактическая задача . Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила . В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия . Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет; кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

Ход игры. Играющие усаживаются за стол. Воспитатель ставит на стол корзинку (коробку, ящик), затем спрашивает:

— Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок?

— Не знаем.

— В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. (В начале игры педагог объясняет, что класть предмет не надо, достаточно назвать его и сделать при этом соответствующее движение.) Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, воротничок, комок, колобок, крючок. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаст своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаст кузовок дальше. Запомнили условие? Начнем играть!

Первый взял кузовок и сказал:

— Кладу в кузовок цветок.

Второй сказал:

— А я — грибок.

Третий сказал:

— А я — молоток.

Четвертый сказал:

— А я — спичек коробок.

— Шел, шел кузовок, и вдруг положили в него яблоко,— продолжает игру воспитатель.

Услышав это, дети говорят:

— Не клади яблоко в наш кузовок.

— Почему?

— Да потому, что яблоко не оканчивается на -ок,— отвечают дети.

Кто обмолвился, отдает фант. Кузовок вновь передают из рук в руки. Игра заканчивается разыгрыванием фантов.

Продолжая игру, можно называть слова и с другим окончанием (например, на -ка, -ек), но условие остается то же: не ошибаться и не «класть» в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания.

Только на эту букву

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Называть слова только на ту букву, которую выбрал ребенок. Кто ошибется и скажет слово не на задуманную букву, платит фант, затем отыгрывает его в конце игры.

Игровые действия. При правильном ответе делать один хлопок в ладоши, при неправильном — поднять фант.

Ход игры . Воспитатель объясняет детям правила игры, обращая их внимание на то, что в игре надо быть очень внимательным. Каждый должен выбрать себе какую-нибудь букву, на вопрос ведущего находить и называть слово, которое начинается на выбранную букву. Например, Вася выбрал букву А. Водящий спрашивает его:

— Как тебя зовут? Что должен ответить Вася? Он должен назвать любое имя, которое начинается. . . На какую букву?

— А! — отвечают хором дети: Алеша, Андрей!

Убедившись, что правила игры детьми усвоены и каждый

выбрал себе букву, воспитатель продолжает игру, спрашивает ребенка:

— Какая твоя буква?

На все следующие вопросы этот ребенок должен отвечать словами с буквой А, быстро, не раздумывая.

Воспитатель спрашивает:

— Как тебя зовут?

— Андрей.

— Как твоя фамилия?

— Азбукин.

— Откуда ты приехал?

— Из Астрахани.

— Куда ты едешь?

— В Астрахань.

— На чем ты поедешь?

— На автобусе.

— Что там растет?

— Арбузы.

— А еще что?

— Абрикосы.

— Какие птицы водятся?

— А какие звери?

— Архары.

— Кто тебя встретит дома?

— Какой подарок ты ему привезешь?

— Альбом.

Затем воспитатель обращается к другому ребенку (букве) и задает ему подобные вопросы.

Бывает так, что кто-то из участников игры на вопрос «Как тебя зовут?» назовет свое имя или ошибется в названии города, куда должен поехать, дерева, цветка, птицы, все играющие поднимают фанты. Если один и тот же участник игры ошибется и во второй раз, его просят что-нибудь сделать: поскакать на одной ножке вокруг стола, залезть под стол и три раза прокричать «кукареку» и т. п.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы ведущего.

Кто больше заметит небылиц?

Дидактическая задача. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл.)

Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

ПУТАНИЦА

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

«Мяу, мяу!»

Кошечки захрюкали:

«Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали:

«Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали:

«Кря, кря, кря!»

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Прибежал медведь

И давай реветь:

«Ку-ка-ре-ку!»

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал —

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

«Кому велено чирикать —

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать —

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!»

К. Чуковский.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Примечание. В игре можно использовать и другие небылицы, например:

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою облака

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вска-ра-б- каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

К. Чуковский.

У нас в переулке есть дом с чудесами, —

Сходите, взгляните — увидите сами:

Под белою шторкой на первом окошке

Лежат и на солнышке греются кошки.

В соседнем окошке, на радость ребятам,

Пять рыбок серебряных плавают рядом.

А в этом окошке — поют канарейки.

А в этом — вьюнки зеленеют на рейке.

А в этом окошке собака большая

Спокойно лежит, никому не мешая.

Вот девочка с куклой сидит на окошке,

А рядом играет старик на гармошке.

Здесь мальчик читает веселые книжки.

Здесь бабушка вяжет носки для мальчишки.

Но знает Володя какое-то слово,

Он шепотом скажет его — и готово!

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

Теперь во дворе мы не знаем покоя.

Какое же слово? Какое? Какое?. .

3. Александрова.

Пан и сказочник

Белорусская народная сказка

(Отрывок)

Присел Янка на корточки перед тарелкой и начал рассказывать:

— И чего, панок, на свете не бывает! Вот такой случай со мной вышел однажды.

Было это в то время, когда мой отец еще и на свет не родился. Жил я с дедом. Делать дома нечего, вот дед и отдал меня к одному хозяину пчел пасти. А было у того хозяина целых пятьдесят колод (ульев) пчел. Надо каждый день поутру пересчитать их и на пастбище гнать. А вечером пригнать, опять пересчитать, подоить да в ульи загнать. И хозяин мне твердо сказал: «Ежели ты хоть одну пчелу потеряешь, то не заплачу тебе за целый год».

… Однажды пригнал я пчел с пастбища, пересчитал: нету одной пчелы. . . Я бегом назад — пчелу искать. А уже вечереть начало. Я туда, я сюда — нету пчелы. Вдруг слышу — где-то пчела ревет. Смотрю — за рекой семь волков напали на мою пчелу. А она, бедняжка, от них изо всех сил отбивается, не сдается. Бросился я на помощь пчеле. Прибежал к реке — нет переправы. Что делать? А тут вот-вот волки пчелу разорвут. Я, долго не раздумывая, схватил себя за чуб, раскачал —- и гопля через реку! Но до другого берега не долетел — упал посреди реки и, как камень, пошел ко дну. Опамятовался кое-как и начал искать дорогу, чтобы наверх выбраться. А тут, как назло, на дне реки кто-то костер развел да такого дыму напустил, что прямо глаза ест, даже рыба носом сопит и дороги из-за дыма не видать. Иду это я ощупью, глядь — медведь стоит. ... Добрался я до хвоста и за него ухватился.

Испугался медведь, да как рванется наверх — ну и вытащил меня. Сам бросился с перепугу в лес, а я на берегу остался, да не на том, что надо.

Тут схватил я себя за чуб, раскачал еще посильней, чем первый раз, — прыг на другой берег!

… Перескочил я на другой берег, да с разбегу так грохнулся оземь, что по самый пояс увяз. Я и туда и сюда — не выбраться. Без лопаты, думаю, ничего не поделаешь. Побежал домой, схватил лопату — и назад. Откопал себя и бегу на помощь пчеле.

Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет

Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)

Отгадай-ка!

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)

Магазин игрушек

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).

Где был Петя?

Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.

Радио

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Птицы (Звери. рыбы)

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.

Кому что нужно?

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.

Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.

Фанты

Народная игра

Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Испорченный телефон

Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Летает – не летает

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Где мы были, не скажем

Народная игра

Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дополни предложение

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Наоборот

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.

Найди рифму

Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Скажи слово с нужным звуком

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Кто это? Что это?

Цель: Учить подробно объяснять значение слов.

Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Найди себе пару

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).

Вспомним разные слова

Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Кому достанется мяч

Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.

Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Какой звук потерялся

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать

слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Палочка остановись

Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.

Что нужно кукле

Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).

Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Подскажи звук

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Вспомни волшебные слова

1. Вспомни песенку колобка.

2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.

3. Как повернуть избушку Бабы Яги.

4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

5. Похвастаться как Заяц-Хваста.

6. С какими словами прибегали звери к Теремку.

Назови, из какой сказки

1. девочка, братец, гуси-лебеди,

баба-яга, мышка.

2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.

4. коза, козлята, волк.

Сказочная разминка

1. Сивка…Бурка

2. Заюшкина…избушка

3. Гадкий…утёнок

4. Гуси…лебеди

5. Аленький…цветочек

6. Царевна…лягушка

8. Дед…Айболит

9. Кощей…бессмертный

10. Братец…Иванушка

11. Сестрица…Алёнушка

12. Курочка…Ряба

Сказочная разминка

1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Какой герой лишний

1. «Гуси-Лебеди» - девочка, Баба-яга, медведь.

2. «Теремок» - заяц, кабан, волк.

3. «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.

4. «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятель­ности мышления, к использованию полученных ими зна­ний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. «Самое важное для развития мыш­ления- уметь пользоваться знаниями. Это значит - от­бирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.

Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать» (Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., 1962, с.252-253.)

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду-нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых лю­дях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Маль­чик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей не­сколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут. Мало того, серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический... Но если не нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать, необходимо приучать их к этой работе». (Ушинский К.Д. Избр. Пед. соч. М., 1968, с.301-302.)

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Зани­мательность умственного труда достигается разными ме­тодами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной дея­тельности детей, для развития самостоятельности и ак­тивности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ре­бенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи воспитатель может сам варьировать условия игры.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предме­тах, а «представление - это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих пред­ставлениях есть первый отрыв ребенка от чисто нагляд­ного мышления». (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956, с.431). Словесная игра требует использова­ния приобретенных ранее знаний в новых связях, в но­вых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы но различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.


Игры без игрушки и без картины, игры со словом дав­но известны в педагогике как в народной, так и в клас­сической. Всем известны народные игры-потешки «Ла­душки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как напри­мер «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты», в кото­рых дети, играя со словом, упражняются в произноше­нии слов, в правильном их использовании.

Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления детей придавали лучшие пе­дагоги разных стран мира. Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родо­вым и к родовому понятию подбирают видовые. «Какое это удовольствие для детей, которые соревнуются в та­кой игре! Какая возможность для друзей детей соеди­нять познание вещей с познанием слов и упражнять сво­их любимцев в сравнивании и различении предметов, что является половиной работы по развитию разума. Друзья детей! Спросите хороших учителей философии, правда ли, что в будущем эти упражнения окажут детям боль­шую пользу при формировании понятий» (Тумим-Альмединген Н.А. История дошкольной педагогики (хрестоматия). Л., 1940, с.240).

Подчеркивая значение игр в развитии умственных способностей детей, итальянский педагог Д. А. Колоцца писал: «Суждения и умозаключения, выполняемые ре­бенком при правильно избранной и правильно руководи­мой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают - это надо постоянно повторять - из его собственного опыта. Во время игры ребенок деятелен во всех отношениях - в поступках, как и суждениях и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную, свободную деятельность. Это можно сказать почти обо всех играх. Далее, есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию суждений; таковы игры со сравнениями, игры с вопросами «почему?»... игра с прерванными предложе­ниями и т. д. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в большей мере законам здравой педагогики, чем придание главной цен­ности числу механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному состав­лению суждений» (Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. Пер. с итал. М., 1911, с.235-236).

В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н. К. Крупская. Она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве все­стороннего воспитания дошкольников: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» (Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с.207.). Мысли о большой роли словесной игры встречаются на многих страницах ее педагогиче­ских сочинений. Называя народные игры, Н. К. Круп­ская отмечала их большое значение в воспитании у де­тей целого ряда качеств: находчивости, дисциплиниро­ванности, наблюдательности, чувства юмора. «Много есть старых игр, приучавших владеть собой, - писала Надеж­да Константиновна. - Были игры, которые учили удер­живаться от смеха, от употребления запретных слов. Например, была игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, белого и черного не покупайте», - сколько веселья, смеха было около этих игр».

Н. К. Крупская рекомендовала, сохранив педагогиче­скую направленность народных игр, изменить их назва­ния, придумать для них новые слова, приблизить их со­держание к современности: «Мы должны, изучая окру­жающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой».

Сначала в практике детских садов словесные дидак­тические игры заимствовались из сокровищницы народ­ной педагогики: «У медведя во бору», «Черного и белого не называть, «да» и «нет» не говорить», «Море волнует­ся», «Свети-свети ясно», «Краски» и пр. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов.

Словесные игры для детей младшего и среднего до­школьного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание пра­вильного звукопроизношения, умение считать, ориенти­роваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.

В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление,

необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, форми­рования мыслительной деятельности. «Для всякого обу­чения существуют оптимальные, т. е. наиболее благопри­ятные сроки,- писал советский психолог Л. С. Выгот­ский. - Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отра­жающимися на ходе умственного развития ребенка... Слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти еще не созревшие процессы, теряет возможность их орга­низовать, поправить известным образом и т. д.» (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, с.430).

Самостоятельность мышления заложена в самой при­роде мышления, так как человек рождается с готовым ориентировочно-исследовательским рефлексом, назван­ным И. П. Павловым «рефлексом что такое?», т. е. со стремлением познавать, удивляться. Маленькие дети за­дают бесконечные вопросы взрослому: «Это что? Отку­да? Как?» и др. Эта врожденная сторона самостоятельно­сти мышления требует от взрослого поддержки, внима­ния. Развитие же второй стороны этого качества мышле­ния, а именно умения самому найти ответ на вопрос, все­цело зависит от руководства взрослого, от его умения и мастерства направлять мышление ребенка. Взрослому хочется на вопрос ребенка сразу же ответить, показать, рассказать. Часто это делается очень увлекательно, инте­ресно, но это не лучший путь в развитии активности и самостоятельности детского мышления.

Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспом­нить, догадаться, сделать правильное умозаключение, ис­пользуя свой прежний опыт, знания, - вот основное на­правление в решении этой задачи. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» - спрашивает ребе­нок. Один педагог начнет объяснять, где теневая сторона, где солнечная. Другой педагог поступит иначе. Он ска­жет: «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и ты сам ответишь на свой вопрос!» В работе воспитателя очень много таких случаев, когда можно подвести ребенка к самостоятель­ному решению вопроса, и в своей практике он должен чаще использовать эти моменты.

Самостоятельность мышления в большой мере зави­сит от жизненного опыта человека, от богатства накоп­ленных знаний, поэтому педагог, заботясь о развитии самостоятельности мышления ребенка, должен помочь ему приобрести разнообразные знания и использовать их в соответствии с поставленными задачами.

Самостоятельность и активность мышления детей воспитывается с самого раннего возраста, с того момен­та, как начинает развиваться сам процесс мышления, «Воспитатель должен с самого начала предоставить пи­томцу как можно более самостоятельности в деле его умственных приобретений», - утверждал К. Д. Ушинский. Говоря о «воспитании рассудка», он не раз под­черкивал, что воспитатель должен «с благосклонным вни­манием и одобрением относиться к тем продуктам дет­ского мышления, которые, как бы несовершенны они ни были, выражают однако ж самодеятельность ребенка». Одновременно с этим утверждением К. Д. Ушинский предлагал и методы развития самостоятельности мышле­ния; «Предметы естественных наук уже наполовину зна­комы ребенку, если он на них посмотрел; заставьте его смотреть внимательнее, вводите его вопросами в суще­ственные подробности предмета, и вам останется только сказать несколько слов, выразить одну мысль, уже шеве­лящуюся в голове ученика, и вы дадите прочное основа­ние его знаниям о предмете и подымете мышление вос­питанника на одну ступень выше. При такой методе уче­ния возбуждается та самостоятельная работа головы учащегося, которая составляет единственно прочное ос­нование всякого плодовитого учения» (Ушинский К.Д. Собр. Соч., т.10. М. – Л., 1950).

Идеи воспитания у детей самостоятельности и актив­ности нашли свое воплощение и развитие в педагогиче­ских взглядах выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского.

Вся его педагогическая деятельность, его система обучения и воспитания шестилетних детей была направ­лена на развитие их творческого, самостоятельного мыш­ления. Для реализации этой задачи он предлагал самые разнообразные методы работы: и проведение экскурсий в природу, и самостоятельное придумывание детьми рас­сказов, сказок, и упражнения, пробуждающие внутреннюю энергию мозга, стимулирующие игру сил «умствен­ных мускулов» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К., 1972).

«Очень важно, - писал В. А. Сухомлинский,- чтобы способ мышления учащихся основывался на исследова­нии, поисках, чтобы осознанию научной истины предше­ствовало накопление, анализ, сопоставление и сравнение фактов... Опыт подтвердил, что мышление детей, читаю­щих «книгу природы», отличается замечательной особен­ностью: оперируя абстрактными понятиями, ребенок мы­сленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе которых эти понятия сформирова­лись» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К., 1972).

Признавая окружающий мир, красоту природы возбу­дителем мышления и речи детей, В. А. Сухомлинский считал, что было бы ошибкой утверждать, что сам по себе окружающий мир научит ребенка думать. Без свое­образного «исследовательского» мышления вещи по-прежнему будут скрытыми от детей непроницаемой сте­ной. Природа становится школой умственного труда лишь при условии, что ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует.

Особенно серьезнее внимание воспитанию самостоя­тельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и разли­чия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспиты­вать умение классифицировать предметы; приучать рас­суждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать приме­нять знания в соответствии с обстоятельствами; разви­вать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является словесная игра.

Словесная дидактическая игра, как мы уже говори­ли, - доступный, полезный, эффективный метод воспита­ния самостоятельности мышленияу детей. Она не требу­ет специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в опреде­ленной системе с использованием необходимой методика.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР

В данном пособии игры расположены по возрастным группам. Указывается цель каждой игры, ее ход и мето­дика проведения. Во многих случаях даются варианты, усложняющие игровые задачи.

Предлагаем общие методические советы, необходи­мые для проведения игр:

1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и зада­чами воспитания.

При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой. Только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.

2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего на игровой лад настраивается сам воспитатель. Если надо играющих разделить на две группы, по считалке выбирают двух вожаков.

Считалка используется и при распределении ролей (диктор в игре «Радио», продавец в игре «Магазин» и др.); она вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость.

Иногда по ходу игры нужно провести сговор: игроки сходятся парами и сговариваются между собой, как им называться. Один говорит, например: «Я буду ниточкой», а другой: «Я буду иголочкой». Дети придумывают не только отдельные слова, но иногда и рифмованные фра­зы, например: «Я травка-муравка», «А я - золотая бу­лавка». Или: «Что берешь: яблочко в саду или рыбку в пруду?» Уже в самом сговоре есть благоприятные усло­вия для развития сообразительности, находчивости. Дети радуются подобранному слову.

Во многих играх есть условие: кто не выполнит прави­ла, ошибется, тот платит фант. Фант - любая вещь, ко­торая отдается ребенком водящему, а затем «выкупает­ся». Само разыгрывание фантов - веселая игра. Дети любят и ждут ее, поэтому воспитатель должен оставить на это часть времени или провести разыгрывание фантов на прогулке.

Дети при разыгрывании фантов предлагают разные задания: произнести несколько раз скороговорку, про­петь по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без помощи рук сесть на пол и подняться с пола и др. Любимыми за­даниями становятся такие: «Превратись в дедушку», «Стань пчелой». Игра в «превращения» особенно нравит­ся детям. Воспитатель поддерживает шутки детей, под­бадривает застенчивых.

Если же в игре есть элементы соревнования (кто бы­стрее, кто больше), можно ввести значок победителю: звездочку, флажок. Иногда бывает достаточно поощре­ния воспитателя, который говорит: «Вова выиграл, он назвал больше всех грибов».

3. Необходимо сделать игры занимательными, сохра­нить то, что отличало бы игру от занятий и дидактиче­ских упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, «ломать голову», так и в широком использовании игровых эле­ментов, о которых говорилось выше: считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов и т. д.

4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получи­лось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный предмет. Почти все народные словесные игры построены по этому принципу. Так, в игре «Что это за птица?» дети, описывая характерные признаки птицы, показывают, как она ходит, имитируют полет, бег. Отгадывает не тот, кто хочет, а тот, на кого укажет водящий. Очень хорошо, когда умственная ак­тивность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и среднего возраста. Если в игре используется стихотворение, то она сопровожда­ется движениями в ритм стихотворения.

5. В каждую игру следует вводить варианты с услож­нением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержа­нии, в других условиях. В данном сборнике предлагаются варианты многих игр. Однако воспитатель, зная, какие у детей сформированы представления, умения, может сам придумывать различные варианты.

6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож- не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например, воспитатель познакомил детей со средствами передвижения людей. После беседы «На чем ездят люди?» хорошо проходит игра «А если бы». Или: рассказав детям об овощах, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки-корешки». В таких играх принимают участие все дети. Но целесообразнее проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка и он имел большую возможность поупражняться в решении игро­вых задач. В такие группы следует объединять детей ак­тивных с менее активными. Последние стараются подра­жать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Можно использовать словесные игры и в часы развле­чений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др.

Словесные игры должны войти в число любимых деть­ми самостоятельных игр.

7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меня­ется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор» руководитель, обучающий игровым действиям и заканчи­вающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья.

8. При проведении словесных дидактических игр осо­бое внимание должно быть уделено правилам.

Любая дидактическая игра строится по определенным правилам, которые направляют игру, организуют поведе­ние детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает и о ее правилах. Следует помнить, что, чем строже правила, тем напряженнее, интереснее игра.

Объяснение правил - первый этап в обучении детей с помощью дидактической игры. От того, насколько чет­ко правила будут объяснены, зависит ее успех. В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила и напоминает, что если они не будут выполняться, игра прервется.

Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному.

Детям младшей группы воспитатель объясняет пра­вила в процессе самой игры. Например, в игре «Коза ро­гатая», рассмотрев с детьми картинку с изображением козы, он говорит: «Я буду козой, а вы - малыми ребята­ми». Прочитав стихотворение, после слов «забодает» он предлагает: «Убегайте скорее, а то вас коза забодает!» Малыши убегают.

Дети средней группы могут запомнить правила, если воспитатель разъяснит их до игры. Например, предло­жив детям игру «Воробушки и автомобиль», он заранее объясняет, по какому сигналу что они должны делать (прыгать, убегать, садиться в гнездышки). Воспитатель следит за тем, чтобы правила выполнялись всеми.

В старших и подготовительных к школе группах пра­вила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, назы­вать только существенные признаки предмета, объеди­нять несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивает­ся и количество правил. Воспитатель и в этих группах на первых порах следит за их выполнением. Например, в игре «Отгадай» надо описывать только те предметы, ко­торые находятся в комнате. Ребенок же описал предмет, который он видел на участке. Воспитатель отмечает, что предмет описан хорошо, но не все правила игры выпол­нены. Обращаясь к детям, он уточняет эти правила и спрашивает: «Какое правило игры не выполнил Вова?» Дети отвечают: «Вова описал предмет, которого в груп­повой комнате нет». После того как воспитатель убедит­ся в том, что все дети усвоили правила игры, он может предложить им играть самостоятельно.

Методические советы, имеющие отношение лишь к определенной возрастной группе детей, помещены в соот­ветствующих разделах данной книги.

Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

Автор : Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

Игра «Столяр»

Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра «Добавлялки»

Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,
Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход. — К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это? (Это ноги)

— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход. Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…

И т.д.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

— Зевают, отдыхают, спят…

— Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

— приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

— обедают, благодарят…

— одеваются, прощаются…

— лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

— Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

— Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)

— Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)

— Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

— Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

— Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

— Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)

— Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

— Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

— Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки)

«Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

— Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид;
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве … (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.


© 2024
arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки