15.01.2024

Спорт интеллектуальные игры шахматы. Интеллектуальная игра шаxматы


Исследовательская работа
учащегося 2 «В» класса МОУ «СОШ № 46»
Ленинского района г. Саратова
Волкова Михаила
«Шахматы – интеллектуальная игра или спорт?»
(Руководитель Абдуллина Виктория Борисовна)
Оглавление.
Введение стр. 3
Основная часть стр. 3 - 6
Заключение стр. 6
Список использованных источников и литературы стр. 7
Введение.
Цель. Выявить, являются шахматы интеллектуальной игрой, или шахматы – это спорт.
Задачи.1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.2. Провести анализ результатов исследований, обобщить их и ответить на вопрос «Шахматы – это спорт или интеллектуальная игра?»
Методы исследования:
анкетирование
тестирование
сбор и анализ данных
подбор литературы
Гипотеза. Шахматы – интеллектуальная игра, не требующая физической нагрузки, поэтому к спорту не имеет никакого отношения.
В современном мире все больше детей, подобно мне, увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы – тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мне очень давно нравится играть в шахматы. Раньше, когда я приставал ко всем моим родственникам поиграть со мной, то получал ответы, что они не умеют играть. Я всё время говорил, что я научу. И только когда я пошёл в секцию по шахматам, я понял, что играть в шахматы совсем не просто. Теперь я понимаю, что сам ничего не умею, и готов учиться.
Но пока ты играешь в шахматы, ты сидишь неподвижно, только продумывая ходы, нет никакой физической активности. Возникает вопрос, что же такое шахматы – игра или спорт?
Основная часть
«Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют –
Гениальная игра!»
Каждый из нас неоднократно слышал слово «шахматы». Некоторые играют в эту игру на уровне любителя, а кто-то достиг уже вершин шахматного искусства. Кому-то шахматы кажутся скучными и неинтересными, а кто-то и дня не может прожить без шахматной партии. Одно можно сказать точно – тот, кто один раз выиграет в шахматах своего противника, захочет попробовать ещё и ещё. Кто-то забрасывает, а кто-то оттачивает мастерство и набирается опыта в интересной игре.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
Когда один индийский султан впервые в жизни увидел шахматы, он упал на колени перед ними и стал бить поклоны. Его слуга, еле сдержав смех, сказал: «Сир, это не идолы для молитвы, а фигуры, которые надобно располагать на доске, а потом, двигая ими, играть».
Так просто можно было объяснить, что такое шахматы в V-VII веках на их родине Индии.
Одну из легенд, связанных с шахматами, я хочу рассказать. Чтобы понять её, не нужно вовсе уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разделённой на 64 клетки (попеременно чёрные и белые).
Легенда.
В Индии жил беспощадный раджа. Один из подданных придумал игру, где король мало что значит без поддержки и защиты фигур. Игра оказалась удивительно интересной, и раджа предложил создателю любую награду. Подданный захотел получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первую клетку шахматной доски ему дали одно зернышко, за вторую - два, за третью - четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д. Раджа оскорбился и сказал, что он очень богат, чтобы наградить подданного чем-то более стоящим, а он просит лишь зерно. Однако оказалось, что во всем мире не найти столько зерен. Вот это число: 18 446 744 073 709 551 615!
Конечно же, со временем менялись правила, виды доски и фигур. Да и назывались шахматы когда-то совсем иначе: чатранг, чатуранга, шатрандж. Но всегда и везде люди считали, что шахматы обладают сказочной силой, что в них скрыта великая тайна, и что с их помощью можно решить самые сложные вопросы и даже сделать выбор между жизнью и смертью.
В Индии первое время чатранг использовали для обучения военных командиров. Один арабский визирь проиграл в шахматы всё, что имел, и стал играть на любимую жену Диларам. Но умная женщина, увидев победный ход, шепнула мужу: «Пожертвуй две ладьи, не пожалей», - и спасла свою честь и свободу, а мужу вернула богатство. В Ирландии два соседних знатных семейства решали: кто на Рождество проиграет в шахматы, тот весь год будет платить соседу штраф.
В 1061 году разгорелась война (поход Вильгельма Завоевателя) между Англией и Францией. Причина – Французское Величество ударило шахматной доской по голове Их Английское Величество.
В Испании в церкви священники проповедовали: «Тот, кто обманывает в шахматной игре, не попадёт в царство небесное».
В Англии любовь к шахматам дошла до того, что доску с чёрно-белыми клетками использовали для распределения государственных финансов.
Правда, известны и безрадостные факты. Фашисты в годы второй мировой войны минировали поля ходом шахматного коня.
Получалось, что шахматы, как зеркало, отражали жизнь людей.
Многие известные люди высказывались о шахматах. Например, первый официальный чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц говорил, что «шахматы не для слабых духом». Говард Стаунтон высказывался: «Играйте в шахматы, - и Вы сделаете из себя человека». Эммануил Ласкер: «Шахматная игра является театром, куклы которого играют с большой силой и жизненной правдой».
А наш русский чемпион Александр Алёхин писал: «С помощью шахмат я воспитал свой характер. В них всё совершенно так, как в жизни». Анатолий Карпов же говорил: «Шахматы – колоссальный расход энергии. Я не вижу ничего удивительного в том, что шахматисты-мужчины сильнее. Они лучше выносят перегрузки».
До последнего дня шахматы были вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным.
«И каждый свершает положенный путь,
Не смея ни ближе, ни дальше шагнуть».
Ни ближе, ни дальше не смог шагнуть А.С. Пушкин, когда пришла очередь стрелять Дантесу. Говорят, что накануне дуэли Пушкин играл в шахматы. Снимая с доски слона, он прошептал: «Этот офицер грозит мне матом, поэтому я убью его». Но…
«Хоть жизнь на шахматы похожа,
Но жить – не в шахматы играть».
Наш президент Владимир Владимирович Путин высказывается о шахматах так: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».
Другой вопрос в том, является ли эта игра видом спорта или это всего лишь игра? Конечно, если рассуждать со стороны физической активности, то в шахматной игре она минимальна. Мы ведь все привыкли думать, что спорт – это движение, активность. Но спорт – это тренировки, рвение к первенству, стремление добиться всё больших результатов, умение контролировать себя и свои эмоции и идти только вперёд. Шахматы получают заслуженное звание вида спорта, в этой игре присутствует всё вышеперечисленное. Игра в шахматы способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания и воспитывает волю к победе. Это игра для умных, ведь главным качеством настоящего шахматиста является умение не только анализировать ход игры, но и предвидеть возможные ходы соперника.
Шахматы – это вид спорта?
Спорт – это в первую очередь преодоление себя, достижение мастерства, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Шахматы развивают память, внимание, смекалку, воображение, воспитывают волю, характер, приучают к самостоятельной работе.
Чтобы добиться высоких результатов в шахматах, не обойтись без упорной и напряжённой работы. Также успех в других видах спорта, скажем, в беге или плавании, достигается огромным трудом. Однако разница есть. Чтобы победить на беговой дорожке или в плавательном бассейне, нужно как можно больше бегать или, соответственно, плавать. Иное дело – шахматы. Участвовать в турнирах необходимо для поддержания «спортивной формы», но основную работу гроссмейстер проводит в кабинетной тиши. Он изучает партии будущих соперников, разбирает различные типы позиций, исследует новые идеи. И от того, насколько плодотворно протекает эта работа, зависят результаты шахматиста.
Следует также сказать о системе индивидуальных коэффициентов шахматистов – рейтингах. Она основана на научном подходе. Применение рейтингов вынуждает игроков стремиться к высокому результату, как в спорте, и играть творчески, с полной отдачей сил, подобно истинному художнику.
Человек, играющий в эту игру, приобретает и ценные качества.
Заключение.
Изучив материал, я понял что: шахматы – это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу. Чтобы дать достойный бой сопернику, необходимо много тренироваться, как и в любом виде спорта.
Шахматы делают нас выносливее, сильнее духом.
Шахматы, как зеркало, отражают нашу жизнь.
Теперь я смог ответить на свой главный вопрос своего исследования. Я считаю, что шахматы – это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Ведь побеждают только сильнейшие.
Шахматы – игра простая,
Я давно в неё играю.
В ней соперники – фигурки
По доске передвигают.
Много тут фигурок есть,
Сразу все не перечесть.
В два ряда они стоят.
И соперники хотят
Королей съесть друг у друга,
Это, значит, сделать МАТ.
Всех подвижней королева:
Коль захочет, то пойдёт
И направо, и налево,
Ну, а пешке не везёт
Лишь на клеточку вперёд
Пешка может сделать ход.
И король, представьте, тоже
Далеко пойти не может.
Впрочем, это – ничего,
Есть защита у него:
Пешка, кони и ладья…
Что за славная игра!
Список использованных источников и литературы.
Г.П. Шалаева «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте» - М., 2005
«Энциклопедия для детей» Т.20 «Спорт» - 2-е издание / ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М., 2005
В.В. Костров «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» - СПб., 2015
http://chess-poljany.ru/?page_id=146

Интеллектуальная игра "Своя игра" по шахматам

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Повторить и закрепить знания по курсу “Шахматы” о тактике и стратегии игры, ключевые термины.

Развивать мыслительную деятельность детей, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

Вырабатывать у подростков настойчивость, выдержку, волю, спокойствие в ходе игры.

Формы работы: коллективная.

Оборудование:

ПК, проектор

интерактивная доска

презентация PowerPoint с заданиями

листы с заданиями конкурсов для команд

бланк для жюри

листы ответов для жюри

Oформление доски. название мероприятия, эпиграф “Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд”. Владимир Путин

1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный день. Мы проводим Интеллектуальную игру “Своя игра”.

Встречаются две команды.

Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

Представление команд (представляют капитаны).

Команда “Почему?” . Наша команда называется “Почему?”. В ней играют. Мы пойдем под лозунгом “Не оставляй загадку без разгадки, вопрос без ответа”!

Команда “Отчего?” Наша команда называется “Отчего?”. А в нашей команде играют. Мы пойдем под лозунгом “Береги каждую минуту, старайся узнать что-то новое”.

2. Знакомство с ходом и содержанием занятия

“Своя игра” - излюбленная игра и младших, и старших школьников.

Главная цель - ответить на вопросы и набрать большее количество балов.

В эту игру играет 2 команды. Игровое поле - одно для всех команд. Команды получают игровое поле с темами и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса увеличивается и сложность задания).

Участникам необходимо по очереди выбирают тему и цену вопроса. Ведущий открывает указанный квадратик. На обдумывание ответа - 10 с. Если ответ правильный, команда набирает балы и ход переходит следующей команде.

Игра завершается после того, как участники ответят на все вопросы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Слово по-персидски взял, К нему другое приписал Да прибавил букву “Ы”. Как название игры? (шахматы)

64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных. Что это? (клетки, поля шахматного поля)

Дважды шагает однажды и то вначале. Самая слабая, а всем фигурам – мерило. Силу если их сложить, Можно восемь получить.

Что за птица в ферзи стремиться? Кто никогда назад не ходит? (пешка)

В какую фигуру пешка не может превратиться?(Ферзь)

Cами одного цвета, а дороги их – разного. Что это?(Слоны)

Вот так фигура: любые преграды ей нипочём. Что такое: “хитраста”, “глазаста”, “гриваста”, “копытаста”?(Конь)

Какая фигура сильнее всех? Фигура эта так сильна, потерять её — беда. Скорей всего потеря эта – Конец игре, тут песня спета.

В начале игры углы сторожат. От мощи тяжёлой их в войске дрожат. (Ладья)

Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)

Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)

Что такое пат? (Ничья

Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)

А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:

– первая защита – отойти на свободное соседнее поле; – вторая защита – закрыться своей фигурой; – третья защита – “срубить обидчика”.

Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).

Каких клеток больше, черных или белых? (равное кол-во)

Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)

Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)

Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (Ладья, слон)

Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)

Если в шахматы играешь, То, конечно, это знаешь – Будет лучший результат, Если ты поставишь. (Мат)

Это есть не пораженье, Не фиаско, и не крах, А всего лишь нападенье – Королю объявлен. (Шах)

Быть особо защищённым – У него такая роль, Это правило резонно, Потому что он -. (Король)

Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют. (Рокировка)

Вот я выиграл почти, И заранее был рад, Но сопернику зайти Удалось в ничейный. (Пат)

Родиной шахмат считается. (Индия)

Назовите дату Международного дня шахмат?

Назовите дату Всекузбасского дня шахмат?

Первый чемпион мира?

Знаешь ли ты чемпионов? Кто есть кто?

1. Михаил Нехемьевич Таль

2. Анатомлий Евгемньевич Камрпов

3. Каспаров Гарри Кимович

5. Подведение итогов. Награждение участников.

какие трудности возникли в ходе работы?

что было проще выполнять?

какой вопрос наиболее интересен вам? (при подведении итогов игры)

Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться: Думать, размышлять, играть – Сильным шахматистом можно стать!

Всем спасибо! Увидимся на следующем занятии.

Список литературы для педагога

Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учебное пособие [Текст] / / Ю.А. Авербах.– М. Просвещение, 2004.– 64 с.

Винокурова Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб. пособие [Текст] /Я.Г. М. Владимиров. –М: Просвещение, 2003.– 82 с.

Владимиров Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников [Текст] / Н.К. Винокуров.- М: Просвещение, 2008.– 102 с.

Максаков А.И. Учите играя: учебное пособие [Текст ] / А.И. Максаковой М.–. Просвещение, 2003.– 84 с.

Пожарский В.В. 1000 шахматных задач: учебное пособие [Текст] /В.В. Пожарский. – М. Просвещение, 2005.– 128 с.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное пособие [Текст]/ Л.П. Савина. – М. ООО Издательство АСТ, 2005. – 44 с.

Сухин И.Г. удивительные приключения в шахматной стране: занимательное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ И.Г. Сухин. – ростов-н/Д. Феникс, 2004. – 320 с.


Что мы уже знаем о Всемирных Интеллектуальных играх ? Они были проведены первый раз в 2008 году. Первоначально в них входило 5 видов игры: шахматы, бридж, шашки, гоу и Xiangqi (китайские шахматы). В этом году тридцать пять золотых медалей будут оспорены 2763 конкурентов из 143 стран.
Всемирные Интеллектуальные игры постепенно переходят на новый уровень. Сейчас они организуются и проводятся известной и уважаемой организацией SportAccord . Они организуют Олимпийские и не олимпийские виды спорта, а также основывают различные конференции и спортивные мероприятия.

Различие между играми 2011 и теми, что состоялись в прошлом году, то что участников приглашали, а это значит, что играть будут только лучшие из лучших. 11000 долларов предназначено для каждого победителя каждого конкурса мужских игр и ​​8000 долларов США за победителя женский шахматных игр. Несомненно, будет очень интересная борьба и суровая конкуренция в каждом матче.

9 декабря стартует турнир по быстрым шахматам (закончится 11), он пройдет по швейцарской системе в 7 туров. Контроль времени: 20 минут на партию + 10 секунд на ход. 12-13 декабря пройдет круговой блиц-турнир , контроль - 3 минуты + 2 секунды. А вот 14 декабря пройдет главное событие - турнир по игре вслепую . Это будет интересное зрелище, тем более, что контроль на партию будет 20 минут + 10 сек на каждый сделанный ход.
На турнире вы сможете увидеть таких игроков как: Василий Иванчук, Руслан Пономарев, мою любимую Хоу Ифань, Екатерина Лагно и многих других известный игроков.


Закончился турнир по быстрым шахматам в Пекине на Всемирных Интеллектуальных играх. Нас порадовала Александра Костенюк , которая взяла "золото", набрав из 7 очков 6 (не проиграв ни одной партии). На втором месте украинка Катя Лагно с 4,5 очками, и на третьем грузинская шахматистка Нана Дзагнидзе.
В мужском турнире результаты не порадовали. Сергей Карякин занял 10 место, а Александр Грищук 6 место. На первом месте в их группе китаец Ван Хао . Серебро у Вугара Гашимова, бронза досталась Гате Камскому.


Сегодня закончился блиц-турнир в Китае . Нынешняя чемпионка мира Хоу Ифань (по совместительству моя любовь)) заняла первое место среди женщин, набрав 11,5 из 15. За ней финишировали Антуанета Стефанова и Анна Музычук, набрав по 9,5 очков.
Среди мужчин в молниеносной игре победил Максим Вашье-Лаграв , набравший 12 из 15. Наш соотечественник Александр Грищук занял второе место (10,5 очков.) Бронза у Шахрияра Мамедьярова (10 очков). Почему Александр Грищук такой грустный на фотографии? Недоволен вторым местом? Да вроде бы нет, тем более открыв целых полтора очка. А может быть потому что Сергей Карякин занял обидное 4 место? Как думаете?


Вот и подошли к своему логическому концу Всемирные Интеллектуальные игры. Завершился турнир по игре вслепую .
Первое место среди женщин заняла..., как думаете кто? конечно же, самая прекрасная и удивительная - Хоу Ифань . Я лично поздравил ее со второй золотой медалькой на этих прекрасных играх. Она оторвалась на целое очко от второго места, которое досталось Виктории Чмилите из Литвы. Ну а третье место заняла Александра Костенюк, что не может не радовать нас - болельщиков из России. Отмечу, что Хоу Ифань единственная спортсменка, которая смогла взять "золото" в двух турнирах на ВИИ.
Что касается мужчин в турнире вслепую, то первое место у Золтана Алмаши из Венгрии. Второе у Максима Вашье-Лаграв из Франции, третье - Вугар Гашимов из Азербайджана.

Россию будут представлять Александр Грищук, Сергей Карякин и Костенюк Александра.
Начало игры - в 10 часов утра по Москве.

Когда-то целые поколения росли под стук костяшек домино во дворе. А коробки с шахматами, шашками и лото занимали почетное место практически в каждой квартире. Сегодня компьютер и телевизор вытеснили настольные игры на задворки. Но эксперты утверждают: вычеркнув из своей жизни увлечение интеллектуальными играми, мы лишаем себя огромных возможностей. Ведь настольные забавы – это и терапия, и развитие навыков, необходимых для грамотного управления своей жизнью.

Шахматы. Гимнастика ума
ЛОГИЧЕСКАЯ игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки спорта. Одна из древнейших игр на Земле. Шахматы способствуют развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления. Учат разрабатывать в уме многоходовые комбинации.

Го. Тяга к философии
В ГО играют более 50 миллионов человек. Эта игра развивает системность мышления, умение стратегически мыслить и разрабатывать тактику. Также игра склоняет человека к философствованию. Дело в том, что люди, играющие в го, имеют дело с образами. Размытый образ сложившегося на доске узора из камней вертится в голове человека и таинственным образом влияет на нечеткую логику принятия решения. Говорят, именно поэтому пока компьютер не способен обыграть человека в эту игру.

Шашки. Образы мышления
ПОДОБНО шахматам, шашки воспроизводят действия сражающихся по определенным правилам сил. Игра развивает комбинаторику мышления (способность мыслить совокупностями образов).

Сеги (японские шахматы). Игра чувств
ГОВОРЯТ, для того чтобы в сеги сделать правильный, приносящий победу ход, его нужно почувствовать. Еще в древности сеги в Японии были признаны игрой, развивающей стратегическое и тактическое военное мышление. В Японии эта игра возведена в ранг святынь, во многих школах она входит в обязательную программу обучения. И хотя в Украине о сеги мало кто даже слышал, чемпионом Европы и открытого Первенства мира в 2008 году стал именно украинец.

Домино. Познаем устройство мироздания
ГОВОРЯТ, что первоначально костяшки домино предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Предполагают даже, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания – Универсальный Закон Гармонии макро- и микрокосмоса. И даже новообретенное название игры – «забивание козла» не умаляет ее достоинств. Домино развивает сосредоточенность, концентрацию, логическое мышление, способность к анализу ситуации, внимательность, наблюдательность и память.

«Денежный поток» (CashFlow). Бизнес-игра
«ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК» – современный взрослый вариант всем известной «Монополии». Научить играть в Cash-Flow может специально обученный тренер. Сторонники игры утверждают: потраченные на тренинг деньги (около 100 грн.) очень скоро окупятся. Ведь игра позволяет игроку проанализировать свои жизненные и финансовые ошибки, осознать их, а затем в реальном мире исправить.

Нарды
ЭТА древняя восточная игра имела для персов особенное значение: она символизировала движение звезд и служила предметом для гаданий. Кроме того, по результатам игры партнеры часто решали коммерческие споры: победитель диктовал свои условия побежденному. Происходило это потому что по мнению персов выиграть в нарды мог только человек, которого любит судьба (посылает «хороший камень» – подходящие цифры на кубиках), который умеет логически мыслить и насквозь видеть противника, предвидя его возможные ходы и наперед блокируя их негативные последствия.

Карты
КАЖДАЯ карточная игра – отдельный мир. И практически каждая для чего-нибудь да полезна: преферанс и «дурак» тренируют ум, умение просчитывать ситуацию наперед и память, а такие «детские игры», как «ведьма» и «привет, валет» могут превратить игроков в настоящих психологов, умеющих максимально концентрироваться в нужный момент.

КСТАТИ

Сегодня вернуть былую славу настольным играм пытается Федерация настольных игр Украины. И даже засилье компьютерных игр не пугает активистов федерации. «В связи с интенсивным развитием компьютерных игр, у настольных игр сейчас – период упадка, – отмечает Денис Краснокуцкий, руководитель департамента массовых мероприятий Федерации настольных игр Украины. – Но фантазия человека не позволит этому случиться, они смогут возродиться. Мы стремимся расширить представления людей о настольных играх с помощью специальных проектов, планируем открыть в каждой школе интеллектуальные клубы. А в скором будущем, зайдя в кафе или бар, за чашкой чая каждый посетитель сможет хорошо провести время с друзьями, играя в любимую «настолку». Можно сказать, что мы зарождаем новую культуру, где вновь будет приветствоваться общительность, интеллект и другие человеческие качества, которые можно проявлять и совершенствовать за игрой».

КОМПЕТЕНТНО

Валерий Аристов, президент Фонда развития интеллектуальных способностей, «Галактика» президент Ассоциации интеллектуальных игр, научный сотрудник Института педагогики Академии педагогических наук Украины, директор авторской школы, академик Европейской академии естественных наук и Международной академии оригинальных идей:

«Ошибается тот, кто на шахматы или шашки смотрит, только как на отдых и развлечение. Напротив, игры надо воспринимать как психологическую модель развития интеллектуальных способностей человека. И прежде всего, как развитие внимания, которое всегда находится в эпицентре мыслительной деятельности. Интеллектуальная игра создает когнитивную терапию – управление эмоциями, развивает воображение – главный компонент творческого мышления. На модели игрового процесса, в условиях скрытого восторга или паники, игрок поневоле учится управлять своими эмоциями. Особенно важно, что за столом воспитываются волевые качества игрока, формируется его толерантность, происходит обдумывание процессов, которые впоследствии пригодятся и для жизненных ситуаций. Это плановое формирование опыта, или как его теперь его называют – тренинг.

В процессе игры формируется личность, которая учится рисковать и всегда, в постоянно меняющихся ситуациях, стремится играть свою игру, не уступая противнику. Каждый раз, преодолевая психологический дискомфорт от деструктивного воздействия внутренних «тормозов» – неуверенности, сомнения, чувства опасности и страха, – игрок воспитывает в себе самоуважение и гордость. При этом воспитываются способность сомневаться в очевидном и, пренебрегая авторитетами в конкретной сфере деятельности, искать альтернативные пути решения задачи. И что особенно важно, происходит воспитание культуры поведения игрока.

Интеллектуальная игра хороша тем, что большинство игроков, даже не задумываясь над последствиями, развивают в себе не только память, устойчивое внимание, внимательность, наблюдательность, образное, логическое, творческое и философское мышление, скорость мышления, мышление на , умение думать и за партнера, а также терпение, уверенность, выдержку (вовремя психологического давления, проигрыша или выигрыша) настойчивость, толерантность и другие волевые и личностные качества. Они помогают общаться! Интеллектуальные виды спорта нужны не меньше, а может и больше, чем физические. От этого зависит развитие интеллекта нации и благосостояние страны».

Исследовательская работа

учащегося 2 «В» класса МОУ «СОШ № 46»

Ленинского района г. Саратова

Волкова Михаила

«Шахматы – интеллектуальная игра или спорт?»

(Руководитель Абдуллина Виктория Борисовна)

Оглавление.

    Введение стр. 3

    Основная часть стр. 3 - 6

    Заключение стр. 6

    Список использованных источников и литературы стр. 7

    Введение.

Цель. Выявить, являются шахматы интеллектуальной игрой, или шахматы – это спорт.

Задачи.
1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.
2. Провести анализ результатов исследований, обобщить их и ответить на вопрос «Шахматы – это спорт или интеллектуальная игра?»

Методы исследования:

    анкетирование

    тестирование

    сбор и анализ данных

    подбор литературы

Гипотеза. Шахматы – интеллектуальная игра, не требующая физической нагрузки, поэтому к спорту не имеет никакого отношения.

В современном мире все больше детей, подобно мне, увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы – тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мне очень давно нравится играть в шахматы. Раньше, когда я приставал ко всем моим родственникам поиграть со мной, то получал ответы, что они не умеют играть. Я всё время говорил, что я научу. И только когда я пошёл в секцию по шахматам, я понял, что играть в шахматы совсем не просто. Теперь я понимаю, что сам ничего не умею, и готов учиться.

Но пока ты играешь в шахматы, ты сидишь неподвижно, только продумывая ходы, нет никакой физической активности. Возникает вопрос, что же такое шахматы – игра или спорт?

    Основная часть

«Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют –

Гениальная игра!»

Каждый из нас неоднократно слышал слово «шахматы». Некоторые играют в эту игру на уровне любителя, а кто-то достиг уже вершин шахматного искусства. Кому-то шахматы кажутся скучными и неинтересными, а кто-то и дня не может прожить без шахматной партии. Одно можно сказать точно – тот, кто один раз выиграет в шахматах своего противника, захочет попробовать ещё и ещё. Кто-то забрасывает, а кто-то оттачивает мастерство и набирается опыта в интересной игре.

Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.

Когда один индийский султан впервые в жизни увидел шахматы, он упал на колени перед ними и стал бить поклоны. Его слуга, еле сдержав смех, сказал: «Сир, это не идолы для молитвы, а фигуры, которые надобно располагать на доске, а потом, двигая ими, играть».

Так просто можно было объяснить, что такое шахматы в V-VII веках на их родине Индии.

Одну из легенд, связанных с шахматами, я хочу рассказать. Чтобы понять её, не нужно вовсе уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разделённой на 64 клетки (попеременно чёрные и белые).

Легенда .

В Индии жил беспощадный раджа . Один из подданных придумал игру, где король мало что значит без поддержки и защиты фигур. Игра оказалась удивительно интересной, и раджа предложил создателю любую награду. Подданный захотел получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первую клетку шахматной доски ему дали одно зернышко, за вторую - два, за третью - четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д. Раджа оскорбился и сказал, что он очень богат, чтобы наградить подданного чем-то более стоящим, а он просит лишь зерно. Однако оказалось, что во всем мире не найти столько зерен. Вот это число: 18 446 744 073 709 551 615 !

Конечно же, со временем менялись правила, виды доски и фигур. Да и назывались шахматы когда-то совсем иначе: чатранг, чатуранга, шатрандж. Но всегда и везде люди считали, что шахматы обладают сказочной силой, что в них скрыта великая тайна, и что с их помощью можно решить самые сложные вопросы и даже сделать выбор между жизнью и смертью.

В Индии первое время чатранг использовали для обучения военных командиров. Один арабский визирь проиграл в шахматы всё, что имел, и стал играть на любимую жену Диларам. Но умная женщина, увидев победный ход, шепнула мужу: «Пожертвуй две ладьи, не пожалей», - и спасла свою честь и свободу, а мужу вернула богатство. В Ирландии два соседних знатных семейства решали: кто на Рождество проиграет в шахматы, тот весь год будет платить соседу штраф.

В 1061 году разгорелась война (поход Вильгельма Завоевателя) между Англией и Францией. Причина – Французское Величество ударило шахматной доской по голове Их Английское Величество.

В Испании в церкви священники проповедовали: «Тот, кто обманывает в шахматной игре, не попадёт в царство небесное».

В Англии любовь к шахматам дошла до того, что доску с чёрно-белыми клетками использовали для распределения государственных финансов.

Правда, известны и безрадостные факты. Фашисты в годы второй мировой войны минировали поля ходом шахматного коня.

Получалось, что шахматы, как зеркало, отражали жизнь людей.

Многие известные люди высказывались о шахматах. Например, первый официальный чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц говорил, что «шахматы не для слабых духом». Говард Стаунтон высказывался: «Играйте в шахматы, - и Вы сделаете из себя человека». Эммануил Ласкер: «Шахматная игра является театром, куклы которого играют с большой силой и жизненной правдой».

А наш русский чемпион Александр Алёхин писал: «С помощью шахмат я воспитал свой характер. В них всё совершенно так, как в жизни». Анатолий Карпов же говорил: «Шахматы – колоссальный расход энергии. Я не вижу ничего удивительного в том, что шахматисты-мужчины сильнее. Они лучше выносят перегрузки».

До последнего дня шахматы были вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным.

«И каждый свершает положенный путь,

Ни ближе, ни дальше не смог шагнуть А.С. Пушкин, когда пришла очередь стрелять Дантесу. Говорят, что накануне дуэли Пушкин играл в шахматы. Снимая с доски слона, он прошептал: «Этот офицер грозит мне матом, поэтому я убью его». Но…

«Хоть жизнь на шахматы похожа,

Но жить – не в шахматы играть».

Наш президент Владимир Владимирович Путин высказывается о шахматах так: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».

Другой вопрос в том, является ли эта игра видом спорта или это всего лишь игра? Конечно, если рассуждать со стороны физической активности, то в шахматной игре она минимальна. Мы ведь все привыкли думать, что спорт – это движение, активность. Но спорт – это тренировки, рвение к первенству, стремление добиться всё больших результатов, умение контролировать себя и свои эмоции и идти только вперёд. Шахматы получают заслуженное звание вида спорта, в этой игре присутствует всё вышеперечисленное. Игра в шахматы способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания и воспитывает волю к победе. Это игра для умных, ведь главным качеством настоящего шахматиста является умение не только анализировать ход игры, но и предвидеть возможные ходы соперника.

Шахматы – это вид спорта?

Спорт – это в первую очередь преодоление себя, достижение мастерства, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.

Шахматы развивают память, внимание, смекалку, воображение, воспитывают волю, характер, приучают к самостоятельной работе.

Чтобы добиться высоких результатов в шахматах, не обойтись без упорной и напряжённой работы. Также успех в других видах спорта, скажем, в беге или плавании, достигается огромным трудом. Однако разница есть. Чтобы победить на беговой дорожке или в плавательном бассейне, нужно как можно больше бегать или, соответственно, плавать. Иное дело – шахматы. Участвовать в турнирах необходимо для поддержания «спортивной формы», но основную работу гроссмейстер проводит в кабинетной тиши. Он изучает партии будущих соперников, разбирает различные типы позиций, исследует новые идеи. И от того, насколько плодотворно протекает эта работа, зависят результаты шахматиста.

Следует также сказать о системе индивидуальных коэффициентов шахматистов – рейтингах. Она основана на научном подходе. Применение рейтингов вынуждает игроков стремиться к высокому результату, как в спорте, и играть творчески, с полной отдачей сил, подобно истинному художнику.

Человек , играющий в эту игру, приобретает и ценные качества.

    Заключение.

Изучив материал, я понял что: шахматы – это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую борьбу. Чтобы дать достойный бой сопернику, необходимо много тренироваться, как и в любом виде спорта.

Шахматы делают нас выносливее, сильнее духом.

Шахматы, как зеркало, отражают нашу жизнь.

Теперь я смог ответить на свой главный вопрос своего исследования. Я считаю, что шахматы – это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Ведь побеждают только сильнейшие.

Шахматы – игра простая,

Я давно в неё играю.

В ней соперники – фигурки

По доске передвигают.

Много тут фигурок есть,

Сразу все не перечесть.

В два ряда они стоят.

И соперники хотят

Королей съесть друг у друга,

Это, значит, сделать МАТ.

Всех подвижней королева:

Коль захочет, то пойдёт

И направо, и налево,

Ну, а пешке не везёт

Лишь на клеточку вперёд

Пешка может сделать ход.

И король, представьте, тоже

Далеко пойти не может.

Впрочем, это – ничего,

Есть защита у него:

Пешка, кони и ладья…

Что за славная игра!

Список использованных источников и литературы .

    Г.П. Шалаева «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте» - М., 2005

    «Энциклопедия для детей» Т.20 «Спорт» - 2-е издание / ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, Г. Вильчек и др. – М., 2005

    В.В. Костров «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» - СПб., 2015

    http://chess-poljany.ru/?page_id=146


© 2024
arsenmusic.ru - Игры. Гонки. Логические. Стрелялки